01-02-2000


Браконьерская вольница

Когда у них попросили документы, они оказали вооруженное сопротивление...

Анатолий ЛЕТЯГИН

Увельский район

На территории Увельского района минувшей осенью, по сведениям районного охотоведа П. Аржевитина, по вине браконьеров погибло около тридцати косуль-подранков: долгое время погода стояла бесснежная, моторизованные губители природы беспрепятственно ездили по полям и лесам, стреляли направо и налево во все в панике от них бегущее. Охотились в основном ночью, при свете фар, поэтому так много косуль-подранков - незаконный, изуверский способ охоты не оставлял им шанса остаться невредимыми. 19 января, в четыре часа утра, Павлу Федоровичу удалось-таки настичь и задержать любителей ночной охоты. Оказалась, что это целая вооруженная группа, в основном уже давних знакомых. Жители Южноуральска Николай Заряда с братом Сергеем, рабочий Южноуральского арматурно-изоляторного завода Владимир Лебедев с сыном Александром, учащимся СПТУ-130, житель деревни Дуванкуль Константин Шуховцев и шофер колхоза имени Ленина Игорь Нестеренко. За ночь браконьеры проутюжили на колхозном вездеходе "Урал" поля Увельского и Троицкого районов.

- За ночь спалили литров триста солярки, - говорит П. Аржевитин. - Если колхозные шоферы могут свободно, когда заблагорассудится, распоряжаться автотранспортом и топливом, значит, в хозяйстве плохо с дисциплиной и контролем. Руководители то и дело плачутся, мол, с топливом плохо, купить не на что. На браконьерскую охоту все находится.

- И как решили поступить с пойманными браконьерами? - спрашиваю Аржевитина.

- Готовлю документы на возбуждение уголовного дела, - отвечает Павел Федорович. - Согласно статье 258 УК РФ, незаконная охота с применением транспортных средств наказывается до двух лет лишения свободы. Я не кровожадный, но надо знать, с кем имею дело. Николай Заряда и Владимир Лебедев, между прочим, браконьеры со стажем, уже задерживались на незаконной охоте и в Увельском, и Троицком районах. Ничем другим их не проймешь.

Павел Федорович краски не сгущает - браконьеры, видимо, так уверовали в свою безнаказанность, что не останавливаются и перед крайними мерами. В ноябре минувшего года, к примеру, жители деревни Вялково Александр Бузюк и Валентин Морг, когда во время охоты районный охотинспектор и сотрудник угрозыска попросили их предъявить документы, оказали вооруженное сопротивление. Против обоих возбуждено уголовное дело.

В Увельском районе арендуют охотничьи угодья несколько обществ - Южноуральска, Еманжелинска, Коркино. Казалось бы, уж им-то в своих владениях только и наводить порядок, охранять каждого зайца, каждую косулю. Для себя, собственной потехи.

- Общества охотников свои территории практически не охраняют, - говорит П. Аржевитин. - Главное для них - путевками торговать, больше получить денег. Их егеря никого не контролируют. Да, собственно, с егерей и спрашивать строго грешно. Транспорта у них нет, бензином не обеспечиваются, а их зарплата не превышает ста рублей в месяц. Правление Увельского межрайонного общества охотников и рыболовов плохо занимается своей работой. Другого определения, зная положение дел, мне дать невозможно.

- Павел Федорович, - спрашиваю, - браконьеры, видимо, люди бедные, не могут выкупить лицензию на отстрел той же косули. Может быть, поэтому и идут на нарушения закона?

- Уверяю вас, - отвечает Аржевитин, - среди задержанных "нелегалов" нет ни одного нищего. Если бы они захотели законным путем приобрести лицензии, у них на это нашлись бы средства, и они не остались бы без трофеев. Кстати, нынче осенью выдали лицензии на отстрел одиннадцати косуль. Добыли только девять, то есть охотники даже не реализовали предоставленные им возможности.

Хочется урвать больше и бесплатно, хищнически. Поэтому к таким людям и относиться надо соответственно, жестче. Когда-то в Увельском районе водились лоси. Их уже нет, остались косули. Но и их, если не охранять, можно потерять. n