01-02-01
Сергей БЛИНОВСКИХ
Челябинск
На минувшей неделе глава Челябинска Вячеслав Тарасов обратился с законодательной инициативой в областной парламент. Градоначальник, а "по совместительству" - депутат Законодательного собрания области (ЗСО), предлагает своим коллегам в ближайшее время рассмотреть проект закона "О статусе Челябинска - административного центра Челябинской области".
Инициатива В. Тарасова не нова - впервые проект этого закона был внесен в Законодательное собрание еще в 1997 году. Погуляв по кабинетам аппарата ЗСО ровно год и породив глухое недовольство части депутатов, проект был наконец внесен в план законотворческой работы - и на том почил в бозе. Не найдя взаимопонимания с предыдущим депутатским корпусом, В. Тарасов решил вновь инициировать рассмотрение заветного законопроекта.
Суть законодательной инициативы Челябинска проста: исполнение функций политического и административного центра области стоит денег. Иначе говоря, звание столицы Южного Урала - это не только почетная обязанность, но и немалые траты, которые город не прочь разделить с областным бюджетом. Финансовые амбиции областного центра, на первый взгляд, кажутся логичными. Действительно, на территории Челябинска располагаются резиденция губернатора, Законодательное собрание и администрация области, территориальные управления федеральных структур, различные государственные предприятия. Львиную долю расходов по содержанию этих объектов несет бюджет города.
Едва ли кто-то из областных депутатов воспротивится желанию челябинцев официально закрепить за городом статус административного центра области. Более того, согласно Уставу области, таковым Челябинск формально уже является.
Вопрос в том, в какую сумму законодатели согласятся оценить столичный статус Челябинска. Цена вопроса, по мнению авторов законопроекта, немалая - 2433498 тысяч рублей. (Для сравнения, доходы городской казны в 2001 году запланированы на уровне 2300000 тысяч рублей.) Именно такие затраты понесет муниципалитет "при исполнении функций административного центра области". И здесь инициатива Челябинска входит в противоречие с интересами ряда других донорских территорий области (Магнитогорск, Златоуст и другие). Вероятный аргумент противников законопроекта: дайте столичный статус, и мы не попросим из области ни копейки - деньги потекут к нам сами.
Идея законопроекта родилась из многолетней обиды муниципалитета на областные власти. Год из года Челябинск чувствует себя обделенным при дележе доходов областного бюджета. А все усилия столичного головы отстоять в рамках областной бюджетной согласительной комиссии интересы главного города Южного Урала оказываются не слишком результативными.
Кстати, на фоне других российских мегаполисов проблемы Челябинска не столь уж оригинальны. Примером могут служить бюджетные разногласия между свердловским губернатором Э. Росселем и мэром Екатеринбурга А. Чернецким.
Законопроект не случайно внесен на рассмотрение Законодательного собрания в начале года. Если предложение городских властей уже в ближайшее время получит одобрение областных законодателей, это позволит муниципалитету более аргументированно отстаивать свои интересы при формировании бюджета 2002 года. n
Что может дать закон рядовым челябинцам?
Как пояснил корреспонденту "Челябинского рабочего" первый заместитель главы Челябинска Евгений Елисеев, на основе утвержденного закона должна быть разработана целевая программа, в которую и впишут все "столичные расходы" областного центра. Согласно приложенным к законопроекту расчетам, стержень целевой программы должны составить расходы на финансирование важнейших городских социальных и иных программ.
В их числе:
n капитальный ремонт Шершневского гидроузла, строительство путепровода через р. Миасс;
n реконструкция Северного автовокзала;
n строительство детской многопрофильной больницы, жилья для "чернобыльцев" и студентов;
n строительство центра СПИД;
n строительство новых и реконструкция существующих городских дорог;
n федеральная целевая программа "Дети России" и многое другое.
Вторая составляющая "столичных" расходов Челябинска - это расходы на компенсацию льгот, предоставляемых федеральными и областными законами. Большинство из них сегодня не работает или действует частично именно из-за отсутствия финансирования. Попытки руководителей муниципалитета добиться от области и Федерации выделения денег на спускаемые сверху льготы пока ни к чему не привели.