01-02-01
В начале этого года управление экологии и природопользования Челябинска выпустило экологический атлас в количестве 13 экземпляров с пометкой "Для служебного пользования". Эта пометка как раз и насторожила кое-кого. Пошли разговоры. Почему, дескать, только для служебного пользования? Не скрываются ли, мол, в том атласе какие-то экологические секреты? Или, может быть, выявилось что-то такое страшное, что и открыть страшно? Кто, допытывались, опять прячет от населения достоверную информацию про нашу экологию?
Я спросил о секретах экологического атласа начальника управления В.Ю. Знамеровского.
- Никаких секретов нет,- сказал Владимир Юрьевич,- вся информация была уже опубликована.
- Но есть ли в атласе что-то такое, что вызывает особую тревогу?
- Не может не тревожить загрязнение городской среды тяжелыми металлами. Вопрос в том, насколько это загрязнение влияет на здоровье людей. Честно говоря, сам я до сих пор ответа на этот вопрос не получил.
- Почему?
- Потому что еще достоверно не установлены корреляционные связи между загрязнением среды и состоянием здоровья.
Экология - наука непростая. Она угодила в стык между двумя сложнейшими системами - природной средой и организмом человека. До полной ясности в их взаимоотношениях еще очень далеко.
Как-то я проходил мимо женщины, собиравшей липовый цвет с деревьев на улице Воровского, и посоветовал ей найти другое место для заготовок, потому что полосы вдоль автомобильных магистралей сильно загрязнены свинцом от вы-хлопных газов. Женщина от моего совета отмахнулась. И я думаю: может быть, она и права? Сколько свинца поднялось от корней к цветку липы? Сколько свинца из цветков вымылось в липовый настой? Сколько свинца внедрилось в ее организм из настоя? Может быть, всего ничего.
Вспомню еще случай. Лет десять назад весь Челябинск восстал против ЭСПЦ-1 на нынешнем "Мечеле" (был такой старый цех, где варили редкие марки стали). Тогда говорили, что ЭСПЦ-1 очень вреден и своими дымами отравляет весь город. Я и подумал: если этот самый ЭСПЦ-1 так страшит жителей, живущих далеко от него, то каково металлургам, которые работают в нем? Я поехал к ним. И они мне сказали: нормально, на здоровье не жалуемся. Подручный сталевара Е. Скляров сменил в цехе отца и деда. У подготовителя составов Г. Пожидаева 45 лет стажа. Уборщице Д.М. Ивониной за 80 лет, а она всю жизнь в цехе.
Нет, я не хочу представить дело так, будто ЭСПЦ-1 - что тебе санаторий. (Кстати, он давно закрыт). И не хочу сказать, что заводские дымы безобидны. Хотя и то верно, что мы, горожане, живем отнюдь не меньше сельчан, дышащих бездымным воздухом. Конечно же, в Челябинске экологические проблемы актуальны. Жить под заводскими трубами рискованно. Но нет таких атласов, которые дали бы исчерпывающую информацию об экологии Челябинска.
Собственно, и без атласов мы знаем, что загрязненность территории города возрастает от юго-запада к северо-востоку, от Шершневского водохранилища к аэропорту. При этом найти абсолютно чистое место вряд ли удастся. И без атласов ясно, что при северо-западном, а тем более северном ветре все заводские дымы опрокидываются на жилые кварталы. И дело не только в том, что выбросов много, с годами они сокращаются, но в том беда, что за многие десятилетия территория города накопила, впитала в себя много полезных веществ, которые в известной концентрации становятся вредными. Посетители аптек знают, что там в качестве витаминов продаются таблетки, содержащие различные металлы, необходимые нашему организму, - медь, цинк, железо и другие. Эти же металлы валяются у нас под ногами, пылятся в воздухе или растворены в водоемах, но в одних случаях они не усваиваются организмом, а в других - усваиваются в чрезмерных дозах.
Закрытая экология прошлого сделала нас недоверчивыми к официальной информации. Теперь экология открылась, но и такая она доступна далеко не всем. Вникнет в нее не каждый, но каждый о ней судит. Потому так легко сочиняются экологические легенды. n
Михаил ФОНОТОВ,
обозреватель