01-02-03


Роковая ошибка судьи Чипышева

Почему покончил с собой служитель Фемиды из Магнитогорска?

Председатель федерального суда Ленинского района Магнитогорска Виктор Сероштанов, как и все его коллеги, потрясен произошедшим. 34-летний судья Валерий Чипышев свел счеты с жизнью, став второй жертвой в имущественном споре собственников Магнитогорского завода механомонтажных заготовок ("Челябинский рабочий" сообщал об этой трагедии 28 января). Пока следственные органы выясняют детали трагедии, остается лишь строить предположения об истинных причинах суицида.

- Во многом это произошло из-за того, что Валерий Юрьевич посчитал себя виновным в последствиях конфликта, - говорит Виктор Сероштанов. - Соответствующим органам предстоит установить степень вины и ошибки судьи Чипышева. Сейчас возникает много споров и противоречивых мнений по поводу того, имел ли он право принимать к рассмотрению исковое заявление противоборствующих сторон. Скорее всего, Чипышев был прав, приняв заявление о взыскании морального ущерба и невыполнении трудового спора. Истцы с помощью судебной казуистики попытались хозяйственный, имущественный спор выдать за банальное гражданское дело. Если бы события не развивались столь стремительно, то судья в процессе судебных разбирательств так или иначе пришел бы к выводу об истинном предмете спора и выделил бы его в отдельное судопроизводство. Но активность сторон была настолько велика, что спровоцировала вооруженный конфликт, в результате которого появились жертвы.

- Виктор Григорьевич, многие сегодня воспринимают уход из жизни молодого преуспевающего судьи как итог его не совсем чистоплотной игры в деле о МЗММЗ. Что вы можете на это сказать?

- Мой ответ будет однозначным. Валерий Юрьевич глубоко порядочный и совестливый человек. У меня нет оснований подозревать его в совершении служебного преступления или противоправного действия.

- В чем была его ошибка?

- Главная ошибка, на мой взгляд, заключалась в вынесении определения по данному делу. Но прямой причинно-следственной связи между роковыми событиями на заводе и самим определением нет. Стороны своих намерений не оставят. Не будь этого определения, все равно столкновения трудно было избежать. Сейчас уже почти забылось первое столкновение противоборствующих сторон в октябре прошедшего года.

Причина акционерных войн заключается, на мой взгляд, в том, что общество вступило в серьезное противоречие. С одной стороны, действуют капиталистические производственные отношения, спор ведут собственники. А менталитет рабочих акционерных обществ остался прежним. Они готовы с прежним пролетарским запалом крушить все кругом и решать таким образом имущественные конфликты. Как правило, гибнут в таких случаях люди не за свое, а за чужое имущество.

- Какие выводы сделали вы и ваши коллеги после случившегося?

- Во-первых, необходимо думать перед принятием любого решения. Как показала практика, порой возможны самые непредвиденные и необратимые последствия. Во-вторых, быть внимательными друг к другу. Если хоть у кого-нибудь из коллег появились бы нехорошие подозрения, то суицида можно было избежать.

Куралай АНАСОВА

События на Магнитогорском заводе механомонтажных заготовок прокомментировал председатель комиссии по законодательству Государственной Думы РФ Павел Крашенниников:

- Ситуация, сложившаяся на МЗММЗ, мне известна. Принятое судьей решение кажется мне более чем странным, не соответствующим закону. Последствия известны. В реанимации находится механик завода. По факту гибели судьи прокуратура и суд пока не дали оценки.

Во многом случай показателен. До принятия нового Административно-процессуального и Гражданско-процессуального кодексов корпоративные споры решались как в арбитражных судах, так и в судах общей юрисдикции. Чаще всего стороны имели два законных, но противоречащих друг другу решения суда. Теперь в этом вопросе мы поставили точку. Все корпоративные разногласия будут рассматривать только арбитражные суды. Положен конец принятию взаимоисключающих решений. Тогда, возможно, и жертв таких споров будет меньше.