01-03-2000


Мост через Увельку

Его строительство станет важным событием для жителей всего района

Один из больших руководителей областного масштаба решил как-то пойти в большую политику. Приехал в совхоз "Красносельский", где проживает более тысячи человек, на встречу с деревенским электоратом. Поинтересовался, чего народ особо желает. Мост через речку Увелька, в едином порыве выдохнул потенциальный избиратель. Уже лет двадцать просим, все без толку. Кандидат в депутаты по профессии был строителем. Обрадовался он такому удачному стечению обстоятельств и решил силушкой своей немереной похвалиться: "Вам как мост построить, - спрашивает, - вдоль или поперек?" Пошутил он так, решил поближе к народу быть. Но юмор не поняли, наоборот, все враз взбеленились и с мест вскочили. Уж больно достал их этот мост, ведь из-за того, что его никак не построят, такого круголя приходится делать, особенно во время половодья, когда реки Увелька и Сухарыш в силу входят. Тогда, чтобы, например, до кладбища доехать, нужно крюк в 60 с лишним километров делать. И кто только из начальников различного ранга не обещал помочь со строительством моста, все потом отступались. Вот и заезжему претенденту в плотные ряды народных заступников тоже не поверили и прокатили на выборах.

Возможно, так продолжалось бы еще не год и не два, не изменись в последнее время отношение к мостам и дорогам, находящимся в регионах. Когда-то они принадлежали промышленным предприятиям, колхозам и совхозам, сейчас те не в состоянии содержать автотрассы и сооружения при них. Промедли год-другой - и бездорожье поглотило бы южноуральскую глубинку. Руководство области приняло своевременное решение: начать передачу всех ведомственных и бесхозных коммуникаций в руки одного хозяина - главного управления дорожного хозяйства области. Благодаря этому в Увельском районе уже сто километров по сути ничьих дорог обретают сегодня вторую жизнь. И это становится обычным делом. Необычно другое - для того, чтобы связать воедино окрестные транзитные дороги, главное управление дорожного хозяйства области без подталкивания извне принимает решение о строительстве обходной автотрассы вокруг Красноселки и возведении моста. Того самого, через речку Увельку, долгожданного и необходимого. Полотном длиною в 130 метров вознесется он над водной гладью и свяжет два берега, разделяющих деревню. Объект не из дешевых: его сметная стоимость, по предварительным подсчетам, 30 миллионов рублей. Если строительство не затянется, то уже через два года первые автомашины пойдут на Челябинск по новому маршруту, сокращая путь сразу на 70 километров. Вскоре этот крупный дорожный комплекс будет выставлен на торги, и победитель тендера получит возможность начать строительство, оставив след на карте области и в памяти людей. Правда, для того, чтобы жители округи вообще не знали никаких проблем с перемещениями в пространстве в любое время года и при любой погоде, необходимо возвести еще один мост: уже через реку Сухарыш. Говорить об этом пока преждевременно, но зарубка на память не помешает.

В самом райцентре, поселке Увельский, еще три года назад асфальтом была покрыта всего одна улица. А сейчас все дороги благоустроены и приведены в порядок. Не будь этого, вряд ли бы район получил право на проведение областных сельских спортивных игр, которые впервые проходили в 1997 году. В минувшем году здесь состоялись уже Всероссийские сельские игры. Нынче снова ждут гостей, и не только из нашей страны, но и дальнего зарубежья: с 12 по 20 августа в поселке Увельский пройдет первенство Европы по городкам.

- Выходит, все дороги ведут сегодня к вам? - спрашиваю главу администрации Увельского района А.Г. Литовченко.

- Одни - к нам, другие, хотелось бы, чтобы вели от нас, - отвечает Анатолий Григорьевич. - Нам сегодня нужна объездная дорога вокруг поселка. Ежедневно по его улицам проходит до пятидесяти автомашин с зерном. Каждая весит двадцать тонн. Принадлежит этот автотранспорт известному в области предприятию "Злак", которое осуществляет технологические перевозки. Дорожное покрытие не выдерживает сильной нагрузки и преждевременно разрушается.

Требуется и современная дорога от села Синий Бор в обход Хомутинино с выходом на санаторий "Урал". Ее протяженность - 12,6 километра. Сейчас в нашу знаменитую здравницу напрямую не проехать. С пуском этой магистрали в эксплуатацию дорога уменьшится на 50 километров. Работы на автотрассе начались в прошлом году, правда, темпы строительства пока невелики. Намечается также реконструкция дороги от поселка Увельский до пересечения с Троицким трактом, где предстоит восстановить 25 километров разбитого полотна. Сейчас идет проектирование, начать ремонт планируется в этом году, а закончить - в будущем.

По мнению В.Г. Литовченко, шесть самых больших населенных пунктов Увельского района "сидят" на областных и федеральных магистралях, которые находятся под постоянным присмотром дорожного ведомства. Сложнее с развилками и ответвлениями, другими стволами "дорожного дерева", на реконструкцию и содержание которых требуются также немалые ассигнования. В скудном местном бюджете свободных средств нет - район наполовину дотационный. Выручают финансы, поступающие из областного дорожного фонда. В 2000 году на развитие отрасли в район будет направлено 54 миллиона рублей. Это серьезная поддержка, поскольку все местные предприятия и сельские товаропроизводители в складчину собрали в дорожный фонд в прошедшем году только 12,7 миллиона рублей. Пусть это больше, чем в году предыдущем, но все равно меньше возможного. Даже санаторий "Урал" остался должен 340 тысяч рублей.

А тут еще Увельское ДРСУ начало терять объемы, стало неэффективно использовать средства, выделяемые на строительство и содержание дорог, отвлекать технику, арендованную у главного управления дорожного хозяйства области, на строительство посторонних объектов. Неоднократные увещевания не помогали, прежний директор управления упрямо продолжал свою линию. Тогда начальник ГУДХ области Радик Ванунц пошел на решительные меры: лишил ДРСУ юридической самостоятельности, передав его в структуру Еманжелинского дорожного ремонтно-строительного управления. Последнее возглавляет Сергей Долгов, опытный и умелый руководитель. Ему предстоит исправлять положение.

Сейчас в Увельском районе насчитывается в общей сложности 44 населенных пункта. К 14 из них отсутствуют дороги с твердым покрытием, ко многим деревням в непогоду и ненастье все еще ни пройти ни проехать. Заасфальтировать существующие 200 километров грунтовых дорог - не шутка, даже не мост построить через реку Увелька. Не каждый отчаянный или отчаявшийся кандидат в народные избранники решится пообещать такое. Вот и в Увельском не обещают сегодня скатертью дорогу, но из года в год разглаживают ее, а где надо - выстилают заново.

Виктор КОСОЛАПОВ