01-03-2000


Частная жизнь под колпаком

Корреспонденты "Челябинского рабочего" установили: "суверенитет" личности нарушается у нас на каждом шагу:

Всего несколько лет назад самого понятия "частная жизнь" в общепринятом понимании не существовало. Как говорится, жила бы страна родная: об остальном позаботятся ответственные товарищи из компетентных органов. А следовательно, рассуждать о конфиденциальности собственной личной жизни могли только "пособники мирового империализма" и прочие диссиденты.

Ныне все иначе. По закону любой из нас имеет полное право настаивать на конфиденциальности всех сведений, затрагивающих его личную жизнь. С гарантиями этой самой конфиденциальности много сложнее.

Согласно федеральному закону об оперативно-розыскной деятельности, право прослушивать телефонные переговоры граждан, досматривать личную корреспонденцию имеют МВД, ФСБ, налоговая полиция, федеральные органы охраны, органы пограничной службы, таможня, Минюст и внешняя разведка. На языке профессионалов такая форма вторжения в личную жизнь граждан именуется "разработкой". Санкцию на нее спецслужбы обязаны запрашивать у суда. Однако, по словам адвоката Сергея Банных, в подавляющем большинстве случаев "органы" предпочитают обходиться без такого рода формальностей и слушают граждан без соответствующей на то санкции судьи.

Теоретически любой из нас может оказаться объектом прослушивания со стороны спецслужб или неофициальных лиц, конкурентов по бизнесу, криминальных структур или даже любознательного соседа по лестничной площадке. Выяснив сей неприятный для вас факт, вы можете попытаться отстоять собственное право на конфиденциальность личной жизни. Правда, сделать это будет очень сложно.

Вы можете обратиться в прокуратуру с заявлением о том, что тогда-то и при таких-то обстоятельствах вами было обнаружено прослушивающее устройство. Однако расcчитывать на то, что прокуратура проведет серьезное расследование по вашему заявлению, не стоит. И прежде всего потому,что докопаться до правды никто прокурору не даст. Порядок проведения оперативно-розыскных меро-приятий регламентируется рядом служебных инструкций, большинство из которых являются секретными. Таким образом, прокурора непременно ознакомят с полученной оперативным путем информацией, но не откроют источники получения такой информации.

Большее, на что вы можете рассчитывать в случае обращения в прокуратуру, - это стандартный ответ о том, что ни у кого из официальных структур в настоящее время вы в "разработке" не находитесь. Разумеется, из такого ответа вы смело можете заключить, что "разрабатывают" вас структуры неофициальные. И, строго говоря, уже сам этот факт может являться основанием для возбуждения уголовного дела. Однако, как свидетельствует практика, дело возбуждено не будет - оснований для этого всегда найдется множество.

Итак, по мнению адвоката, отстоять право на конфиденциальность частной информации сегодня практически невозможно. А сами нормы законодательства, гарантирующие "неприкосновенность частых нематериальных прав гражданина", попросту не исполняются.

Все в порядке, товарищ майор!

Прародитель всех подслушивающих устройств, за использование которого до сих пор не грозит уголовная ответственность, - обыкновенный граненый стакан. Приставил к стенке, налег ухом на донышко - и слушай соседские разговоры хоть до утра. Особенно эффективно для панельных домов. Что же касается "настоящих" подслушивающих устройств - "жучков", то они бывают двух типов - активного и пассивного, в зависимости от источника питания. "Пассивные жуки" питаются от автономного источника, "активные" - от сети. Если "активный жук" не очень высокого качества стоит в телефоне, в момент его включения слышимость заметно ухудшается. Именно поэтому в России так популярно рапортовать "Все в порядке, товарищ майор" при любых помехах в связи.

Самым простым "жуковыводящим средством" может послужить обычный магнитофон с антенной УКВ, где уровень записи показывает не дисплей, а старая добрая стрелочка. С включенным магнитофоном рекомендуется обойти помещение по периметру. Когда вы поравняетесь с "жучком", указатель начнет "мотаться".

В магазинах подслушивающие устройства не купишь, но на любой радиобарахолке предложат два десятка - на выбор. Создать "жука" можно из массы подручных материалов - слуховых аппаратов, диктофонов и всего, в чем только есть микрофон. Одно время были очень популярны дешевые китайские "слушалки", питающиеся от батарейки типа "Крона", с помощью которых можно было слышать объект на расстоянии 50-100 метров. В основном они были востребованы обманутыми мужьями - размер "жучка" был чуть поменьше спичечного коробка. Серьезные люди такими "кувалдами" не пользуются. Их подслушивающие устройства меньше головки от спички.

А вообще, как сказал один из сотрудников спецслужб, главный жучок должен стоять у каждого человека: в голове. И если вы действительно заинтересованы в том, чтобы утаить некие сведения, научитесь разговаривать "обо всем - и ни о чем".

"Подслушать" мобильник и пейджер очень просто

Увы, приходится признать, что подслушать разговор по сотовому телефону проще простого. Мы не будем вести речь о сотрудниках различных специальных служб и ведомств - закон обязывает их иметь комплекты спецсредств, предусмотренных системой оперативно-розыскных мероприятий ("СОРМ"). А вот владельцы сотовых телефонов, работающих в аналоговых форматах (к примеру, формат AMPS), вероятно, и не подозревают, что дорогая игрушка в руках - всего лишь улучшенная модель радиостанции. Подслушать разговор можно при помощи сканирующего радиоприемника или приемника с расширенной шкалой диапазонов. Это лучше всего знают водители троллейбусов, чьи рации постоянно забиваются частной болтовней в эфире. Сложнее с телефонами цифрового стандарта (формат GSM, CDMA). На радиочастоте владельца такого аппарата можно услышать только невразумительное поскрипывание. Впрочем, прослушка цифровых телефонов - не проблема для специальной аппаратуры с декодером.

В последнее время в Челябинске участились слухи о том, что вполне легально можно получить распечатку пейджинговых сообщений любого абонента. Якобы такую услугу оказывают ревнивым женам гулящих мужей за три доллара. Ни одна пейджинговая компания в оказании подобного рода сервиса не призналась. И неудивительно. Распечатка частных сообщений - дело противозаконное. Даже при предъявлении удостоверения максимум, в чем пейджинговые фирмы могут потрафить представителям правоохранительных органов (не говоря уже о разъяренных женах), - это подтвердить, что: "Иван Иваныч действительно является нашим абонентом". Для получения распечатки сообщений необходимо решение суда.

Однако слухи не возникают на пустом месте...

Эшелон ворует сделки

На днях в Европарламенте разразился грандиозный скандал. Парламентарии Италии, Германии, Дании и Франции обвинили Америку в экономическом шпионаже с помощью глобальной разведывательной сети - Эшелон.

Эшелон был создан после второй мировой войны как продолжение сотрудничества разведок англоговорящих стран, боровшихся против фашизма. В него вошли США, Канада, Новая Зеландия, Великобритания и Австралия. Фактические кураторы Эшелона - Агентство национальной безопасности, входящее в состав Мин-обороны США. В работе разведальянс использовал новейшие компьютерные технологии, корабли и самолеты электронной разведки, спутники, радары и т.д. После развала "вероятного противника" - СССР Эшелон стал декларировать свою деятельность как борьбу с международным терроризмом - в "реальности" и в Интернете.

Немецкий журнал "Штерн" утверждает: по крайней мере несколько крупных международных сделок было "украдено" американцами с помощью Эшелона. Используя новейшие технологии, Эшелон перехватывал переговоры участников сделок (пейджинговые и факсимильные сообщения, разговоры по всем видам телефонной связи, электронную почту, данные из памяти компьютеров) и "отправлял" их заинтересованным лицам. Сумма ущерба от нереализованных сделок для "обокраденных" стран исчисляется миллиардами долларов.

Компьютер конфиденциальность не гарантирует

"Вы сможете спасти свой компьютер от несанкционированного доступа, только если выключите его из сети и утопите в Тихом океане", - шутят американские компьютерщики. Несмешно, потому что правда. Данные из памяти вашего "компа" вполне могут стать общественным достоянием помимо вашей воли. Тому порукой громкий скандал с "Microsoft Explorer". Созданная для входа в Интернет программа имела "дыру" в системе собственной безопасности. Грубо говоря, каждый пользователь этой версии, "залезая" в Интернет, подвергал память своего компьютера опасности вторжения - пока хозяин ищет что-то в сети, "заходи, кто хочешь, бери, что хочешь".

Еще одна головная боль владельцев компьютеров - "Троянский конь". Он может содержаться в любой суперполезной программе, которые в изобилии и бесплатно предлагаются в Интернете. Программа с "Трояном" "снимет" с компьютера пароль и логин и пошлет по электронной почте своему хозяину - хакеру. В лучшем случае, хозяин "Трояна" будет безмятежно лазить по Интернету за чужой счет. В худшем, от имени вашего "компа" ограбит банковские счета или разрушит чужой сервер, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Чем шире и разветвленнее становится всемирная компьютерная сеть, тем большей опасности подвергается каждый отдельно взятый пользователь. Идентифицировать личность, которая бомбит порнографическими посланиями вашу электронную почту или атакует сервер, практически невозможно. Временный электронный адрес можно зарегистрировать, позвонив по телефону - документы не требуются. А можно просто купить карточку на определенное количество часов работы в Интернете в любом почтовом отделении. В последнем случае хакер вообще неуловим.

Читают ли наши письма?

По словам заместителя начальника Челябинского почтамта Любови Поповой, вскрывать конверты на почте никто не имеет права. Досмотрены могут быть только посылки - при условии, что из них течет или имеется подозрительный запах. Все это делается не по личному желанию работников почты, а по закону в присутствии специальной комиссии. При этом составляется акт. Испортившийся продукт выбрасывают, а посылку вновь запечатывают и отправляют дальше с указанием, что и когда было изъято.

Впрочем, в последнее время и писем, и посылок становится все меньше. В 80-х годах в год разбирали по 32 миллиона писем, сейчас едва набирается семь миллионов. А вот количество и размер денежных переводов растут.

Вместо резюме

Итак, все потенциальные технические и информационные возможности для создания неототалитарного общества уже есть. Чем шире распространяются современные электронные технологии, тем больше они вступают в противоречие с принципом неприкосновенности частной жизни. Кроме правоохранительных органов, хранителями огромных баз данных становятся практически все общественные учреждения: библиотеки, учебные заведения, рекламные агентства, страховые фирмы. Доступ к информации, относящейся к разряду частных (что человек любит читать, чем болеет, что предпочитает есть на завтрак), может получить практически любой:

Проблему исследовали: Сергей Блиновских, Екатерина Минеева, Борис Титов, Сергей Куклев, Людмила Баталова.