01-03-01


Рисование смыслов

Владимир Минин - об отношениях слова и звука

Он говорит, что хор прошел путь от "Запорожца" к "Форду" - настолько повысилось качество исполнения. Идея создать коллектив появилась у Владимира Николаевича Минина, в то время ректора Гнесинки, 30 лет назад. Фактически в то время хор был любительским. Исключительное место в его судьбе принадлежит Георгию Свиридову. "Во многом своим рождением мы обязаны именно ему - Музыканту и Гражданину:" Московский камерный хор стал первым исполнителем труднейших произведений Свиридова.

Гастрольная летопись хора - вся Европа, США, Канада, Мексика, Турция, Япония: "Daily News" назвала их пение экстраординарным, французская "La voix du Noral" писала, что "каждый тембр являет собой небольшое чудо. Этот хор можно слушать часами:"

Челябинск встретил Минина в органном зале, который и для камерного хора в неполном составе оказался явно мал.

- Владимир Николаевич, вы знакомились с искусством хорового исполнения разных стран. Что вспоминается прежде всего?

- Замечательный хор Роберта Шоу в Америке, во Франции - хор Марселя Фуро, английский хор радио ВВС. Но больше всего меня поразил хор Андрея Венерасьона при Филиппинской консерватории. С первого шага на сцену и до последнего все безупречно, начиная от манеры одеваться и кончая тончайшей музыкальностью исполнительства.

- А каковы, на ваш взгляд, основные недостатки наших хоров?

- Отношение к слову. Оно не становится своим, а остается чужим, имея лишь звуковую оболочку. Теряется мысль и остается чистое сольфеджирование.

- А как же быть с мессами, исполняющимися на латыни? Ведь любой слушатель не понимает и сотой доли того, о чем в них поется.

- Что касается исполнителя, то он всегда знает точный перевод каждого произносимого слова. Здесь, на первом концерте, мы пели фрагменты из "Маленькой торжественной мессы" Дж. Россини. Там музыка явно превалирует над словом. В западноевропейской традиции музыкальная интонация всегда важнее смысловой. Так что тут слушателя нельзя назвать обделенным. В русской же духовной музыке почти всегда слово является господствующим. И вот эту-то особенность и забывают многие наши хормейстеры.

- А как вы относитесь к использованию хором сценического действия, хореографии, как это уже много лет практикуют в Америке?

- Я много раз видел подобного рода вещи и отношусь к этому как к одному из возможных, но не главных вариантов хорового исполнительства. В основе хора была и всегда будет музыкальность. Строго говоря, в нашем распоряжении есть только звук человеческого голоса и нужно суметь этим звуком нарисовать то, что является смыслом сочинения. Как правило, все, что написано для хора, идет от лица не "я", а "мы". "Мы" - это обобщенный образ, а значит, во много раз усиливается глубина человеческого переживания.

- Что для вас как художественного руководителя представляет наибольшую трудность?

- Бывают трудности чисто внешнего порядка, когда много нот и это все нужно спеть. А бывает так, что нот - раз, два и обчелся, а музыки много, и нужно сделать так, чтобы она была музыкой. Ведь суть этого искусства в соотношении объектов. Нужно показать 1/8 часть, а 7/8 оставить в подтексте. Музыка Свиридова именно такая, и то же - в русской народной песне.

Кстати, научить хоровика русской песне сложнее всего. Потому что система образования в России всегда начинается с западноевропейской музыки, а русская песня как таковая из быта ушла. Мы только в застолье можем услышать что-нибудь похожее на "Шумел камыш". А ведь русский фольклор достаточно богатый. Но песня не всасывается с молоком матери. И потом уже научить ей очень трудно. Сейчас много говорят о возрождении всего народного. Это, может быть, и будет, но сейчас - нет. Быт не позволяет, потому как основан только на потреблении музыки. Мы много слушаем, но почти не поем.

- А если говорить о концертах классической музыки, то их и слушают в большинстве своем профессионалы.

- Согласен, и этому есть много причин. Самая простая - плохая реклама концертов, скорее даже антиреклама. Это простой перечень исполняемых произведений, а должно быть что-то, что меня позвало бы в зал. Вообще "поход в концерт" требует определенных душевных сил, если их не остается, человек идет слушать что-нибудь развлекательное. За последние 25 лет аудитория хоровых концертов заметно сузилась.

- А хоров стало меньше?

- Напротив, больше. Но цель их создания иная, чем была раньше. Вместо высоких материй - элементарный заработок. Что касается нашего хора, то те задачи, что были перед нами вначале, остались и сейчас.

- Какие задачи?

- Чтобы человек уходил после концерта, испытав некое духовное очищение. Чтобы задумался, зачем он пришел в этот мир и что в нем творит. Если катарсис происходит, значит, контакт между сценой и залом состоялся. Это чувствуется сразу, потому что диффузия энергии действительно существует. Думается, и на концерты в Челябинске люди пришли не только ради любопытства. Мне показалось, что была духовная жажда, желание получить, смею надеяться, высокое искусство. Быть может, это и незаметно, но с таких концертов человек уходит в несколько ином качестве, нежели когда приходит.

Олеся ГОРЮК