01-04-03


Не пришлась ко двору

Неугодного власти редактора может снять каждый

Взлом после собрания

Через день после собрания, на котором редактора районной газеты "Знамя труда" Эльвиру Гизатулину освободили от работы, к ней на квартиру зашел заведующий отделом Валерий Кагарманов и потребовал ключи от кабинета. "Подожди, - попросила она, - я сейчас на больничном, пойду на прием в поликлинику, по пути открою": Но воспользоваться ключами Эльвире Гатавовне не пришлось: дверь взломали и врезали другой замок. В кабинет вошел новый редактор - Валерий Кагарманов.

Кроме нас в Кунашак приезжали начальник областного управления по делам издательств, полиграфии и телекоммуникаций Виталий Понуров, юрист управления Елена Зуева, представители областного совета редакторов городских и районных газет. Цель - на месте разобраться, что же произошло в одной из лучших сельских газет области. За восемь лет, что Гизатулина возглавляла коллектив журналистов, газета дважды получала гранты благотворительных фондов. С этого и началась компьютеризация редакции. Корреспонденты газеты успешно заявляли о себе в различных творческих конкурсах. Сама редактор отнюдь не за красивые глаза награждена почетным дипломом Союза журналистов России за вклад в развитие российской журналистики, нагрудным знаком "300 лет российской прессы", представлена к медали ордена "За заслуги перед Отечеством".

Мимо поля: правового

Но вовсе не о заслугах редактора говорилось на собрании коллектива 18 марта, воспроизведенном 25 марта, в день нашего приезда. Эльвире Гизатулиной вменялось в вину "Самовольное (!) провозглашение себя редактором и присвоение повышенного разряда оплаты труда", "абсолютное отсутствие отчетности перед коллективом за все годы", "трехлетнее воспрепятствование рабочей комиссии в проведении ежегодной инвентаризации". И, наконец, самое "страшное" - "превышение власти над трудовым законодательством РФ". Не обошлось, конечно, без укоров в личной нескромности и злоупотреблении служебным положением.

Организаторы собрания в спешке нарушили правовые нормы. Во-первых, они не имели оснований решать вопрос о судьбе своего руководителя в его отсутствие (напомним, она находилась на больничном). Во-вторых, пренебрегли легитимностью: вместо нескольких кандидатов, "более соответствующих этой должности", обсуждали: одну - кандидатуру В. Кагарманова. На эти просчеты и указала юрист областного управления печати Елена Зуева. Ответ из кресла нового редактора прозвучал незамедлительно: "Если она восстановится, мы проведем другое собрание:"

Точно так же отреагировал на замечание юриста и глава района Фарит Имангулов.

Незарытый томагавк

Известна, назубок выверена и опробована методика отстранения от должности руководителя любого коллектива. Для этого надо располагать двумя козырями - гарантированной поддержкой первого лица города или района и иметь в том самом коллективе амбициозную личность, страстно желающую занять приглянувшееся кресло, пусть даже несвободное.

Вы спросите: а что же коллектив? А ничего. Достаточно намекнуть, а то и прямо пригрозить, что в случае несогласия с "генеральной линией" журналист вылетит пробкой на улицу. При такой перспективе смирится почти каждый. Взять тот же Кунашак. Там изгнанному из редакции районной газеты журналисту остается одно - менять профессию, поскольку других СМИ просто нет. Поневоле станешь сговорчивым.

Хотим оговориться: мы не утверждаем, что именно подобный сценарий лег в основу кунашакских событий. Мы просто рисуем схему.

Подвигла же нас к таким рассуждениям посвященность в отношения между главой района Фаритом Имангуловым и редактором газеты Эльвирой Гизатулиной. Сразу после своего первого избрания главой в 1996 году Фарит Саиргалеевич стал открыто выражать недовольство редактором. Уже тогда встал вопрос о ее снятии. Одному из нас довелось пять лет назад выезжать в район и вмешиваться в конфликт. Имангулов не скрывал, что вина редактора в том, что она: поддерживала его соперника, тогдашнего главу Г. Габитова. Он не хотел брать во внимание, что газета работала под началом Габитова, поэтому иначе действовать не могла. Со временем огонек конфликта вроде был притушен, но продолжал тлеть. Нередко глава высказывал нарекания, что газета пишет не так и не о том. А потом и вовсе стал выпускать свое, административное издание - "Кунашакские вести".

Справедливости ради надо сказать, что и Эльвира не показала себя мастером выстраивания отношений: порой была излишне неуступчива, требовала там, где можно и попросить, и даже совершала просто необдуманные поступки. Например, отказалась ставить некролог (так нам сказал заместитель главы по социальным вопросам) заслуженному ветерану без предоплаты. Эта "упертость" вызывала раздражение.

С другой стороны, было заметно ее желание идти навстречу: редкий номер выходил без ее материалов о положительных сторонах жизни района и участии в том главы. Но однажды запущенный поезд уже шел в заданном направлении, под откос. А тут еще не заладились отношения с некоторыми членами коллектива. И вновь упрек редактору: журналисты, как всякие творческие люди, народ болезненно самолюбивый. Резкое слово, категоричное суждение, не всегда обдуманные поступки, а то и явные нарушения организационного, финансового порядка вызывали слабозатухающие всплески эмоций, побуждающие забывать все позитивное, сделанное редактором.

"Неуставные" отношения

Мы не стали бы акцентировать внимание на кунашакском конфликте, если бы здесь не прослеживалась тенденция. Не в смысле взаимоотношений коллектива и руководителя: такие столкновения были, есть и будут. А в смысле взаимоотношений редакций с властями предержащими. Они, в силу расплывчатости редакционных уставов, зачастую выстраиваются на личных контактах, которые имеют незавидную способность изменяться, но никак не на четкой, правовой основе. А потому если глава и редактор не сошлись характерами, то за борт летит никак не глава, а редактор. И тут не имеет значения, сильный он или слабый, профессионал или подготовишка. Главное - пришелся ли он к административному двору, лоялен ли к власти, поет ли аллилуйю высшему местному чиновнику или четко следует закону о СМИ и журналистским принципам. В последнем случае - он реальный кандидат на свободный полет.

Похожий случай произошел в одном из шахтерских городов нашей области. В другом городе редактор, без преувеличения, отличного издания слег в больницу после регулярных накачек главы. Тот регулярно выражал недовольство тем, что в газете мало комплиментарных материалов в его адрес. Нередко газеты вынуждены "ложиться" под глав, чтобы не оказаться в экономической удавке: главы умело научились манипулировать арендными ставками, коммунальными платежами, дотациями.

Партнеры?

Будем справедливы: там, где руководитель района человек умный, не зашорен амбициями, умеет приподняться над выборными страстями, он с редакцией выстраивает партнерские отношения. Так произошло в Аргаяшском районе. Поначалу там тоже некоторое время сохранялась напряженность между вновь выбранным главой Сергеем Наумовым и редактором газеты "Восход" Миндигалеем Шафиковым, который во время выборов поддерживал действующего главу, а его соперника, то есть Наумова, усердно "прессовал".

Сергей Яковлевич победил. Первое, что он сделал, - наладил нормальные отношения со своими оппонентами, а затем и с редакцией. Надо бы сказать, что это мудрость руководителя, хотя почему человек, который пришел работать во благо района, должен обязательно размахивать шашкой?

Другой показательный пример - Кыштым. Здесь газета критикует, невзирая на чины и звания, не только благодаря бесстрашию журналистов. Ее активно поддерживает глава Вячеслав Щекочихин. Ему самому приходится читать в свой адрес отнюдь не хвалебные вещи. Но он занял твердую позицию: "Любой руководитель может ошибаться. Газета способна привести его в чувство. На то и щука, чтобы карась не дремал!" И здесь было немало желающих прибрать "неудобную" газету к рукам, приструнить. Три года назад депутаты с этой целью решили ввести в состав ее соучредителей администрацию и городское Собрание. И первым, кто встал на защиту "Кыштымки", был часто критикуемый ею глава. Сказал, как отрезал: "Печать должна нести ответственность только перед законом о СМИ и перед судом!" А в позапрошлом году издал распоряжение, в котором обязал всех руководителей муниципальных служб незамедлительно давать ответы на критические публикации и принимать по ним меры. Чертыхаются, конечно, но принимают и отвечают.

Нормально отлажены отношения администрация - редакция в Коркино, Пласте, Агаповке: И все же приходится признать, что такие примеры партнерского взаимодействия прессы и власти редки и зыбки: если на смену вменяемому главе придет другой, с гипертрофированным самолюбием, падкий на лесть, ценящий не профессионалов, а наушников, судящий о людях по их личной преданности, но никак не по деловым качествам, - газете хана: задушат, задавят, вытрут об нее ноги. А если будет дергаться, то и вовсе уничтожат, как это случилось с нязепетровской "Зарей".

Беда в том, что почти все газеты области не защищены законом, прежде всего - своими уставами. Экономически мы давно живем в ином измерении, однако основополагающий редакционный документ застрял где-то в 80-х - начале 90-х годов прошлого века. Новые экономические понятия в нем не прописаны. Уже несколько лет предпринимаются попытки привести редакционные уставы в соответствие с Гражданским кодексом. Пока безуспешно. Камень преткновения - хилое редакционное имущество непонятного происхождения: тут и федеральная собственность, и областная, и местная. Разобраться, кто более хозяин, а кто менее - трудно.

Вторая закавыка - финансовая. Нередко главы выделяют дотацию газете по своему усмотрению, а не ту сумму, что для нее прописана. Опять-таки учитывают ее "поведение". Организации и предприятия расплачиваются за официальные материалы и рекламу тоже достаточно вольно. А без денег что ты можешь? Уязвимость редакций и редакторов очевидна.

Кунашак еще раз показал: проблема требует немедленного решения.

Виктор РИСКИН,

собственный корреспондент "Челябинского рабочего"

Людмила ЧЕБОТИНА,

главный редактор газеты "Кыштымский рабочий"

Кунашакский район

Комментарий председателя Союза журналистов Челябинской области Б.Н. Киршина:

- "Знамя труда" - удивительная газета. В глубинном районе, где, казалось бы, нет таких ярких событий, как в крупных городах, на обычном сельском материале она в последние годы демонстрирует журналистику самой высокой пробы. Ее сотрудники - победители многих областных конкурсов, творческую состоятельность газеты подтвердили международные эксперты, принимавшие решения о выделении ей грантов. Только крайне необъективный человек может сказать, что она добилась всего этого без решающего участия главного редактора. Творческую планку устанавливала Эльвира Гизатулина. Может быть, и страдает оттого, что жестко держала ее слишком высоко:

Наивно было бы не заметить связь между последним поворотом в ее судьбе и упорным нежеланием главы района видеть ее в качестве руководителя редакции, даже если эта связь в данный момент неочевидна. О власти мы обязаны вспомнить и в связи с обстоятельствами отстранения Эльвиры Гизатулиной. Юрист областного управления печати вынесла однозначное заключение: при этом были нарушены закон и ее права. Даже если это было сделано без ведома администрации района, власть должна соответствующим образом отреагировать и навести порядок. Кто же еще будет этим заниматься? Потакание беззаконию к добру не приведет.

Будет очень жалко, если на информационном поле области погаснет такая яркая звездочка, какой в последние годы была газета "Знамя труда":