01-07-2000
Светлана ЖУРАВЛЕВА
Челябинск
Олег Дмитриевич - генерал-майор милиции. Сегодня он возглавляет Челябинский юридический институт МВД России и учебный центр ГУВД нашей области. При Нациевском бывшая школа милиции, которая отмечает в эти дни свое 80-летие, превратилась в уникальный учебный комплекс со всеми видами профессиональной подготовки: начальным, средним, высшим, послевузовским и дополнительным образованием. Здесь 14 кафедр, большой профессорско-преподавательский состав, около четырех тысяч учащихся. Есть экстернат для офицеров, имеющих высшее неюридическое образование. А недавно в Министерстве общего и профессионального образования был подписан приказ об открытии адъюнктуры. В завершение остается сказать, что в последние годы институт накопил немалый опыт международного сотрудничества с американскими, английскими, китайскими, немецкими, канадскими полицейскими. Но не об этом была наша беседа с Нациевским.
- Олег Дмитриевич, у вас очень интересная родословная. Как вы о ней узнали?
- Когда-то слышал от родителей семейную легенду. Якобы один из наших предков за мужество и героизм получил в награду царскую грамоту. Был вроде бы моряком. Служил под командованием адмирала Нахимова. Вот и все, что было известно. После смерти отца и матери решил восстановить свою родословную. Фамилия-то ведь у нас редкая. У бабки, что родом из Черногории, тоже - Вукотич. Поехал в военно-морской архив. Там и нашел документы о вице-адмирале Петре Марковиче Вукотиче. Во время Крымской войны он был начальником Севастопольского порта.
Сотрудник архива, который мне дело принес, сначала таким интересом зажегся. Вот это, мол, родословная! "А ваша фамилия как?" - спрашивает. Я назвался, а он, вижу, сник: "Придется вам еще доказывать, что вы - родственник". Я даже копии не снял. Уехал с пустыми руками.
Потом решил в Российском историческом архиве покопаться. И там познакомился с замечательной женщиной, которая помогла мне найти материалы об Александре Гавриловиче Нациевском - герое Отечественной войны 1812 года, участнике Бородинского сражения. Под Малоярославцем его ранили картечью в руку. Но поле боя он не покинул. Пешком до Парижа дошел вместе с русской армией и там участвовал в параде победы. Во всех битвах сражался, хоть по учебнику проверяй.
Так вот, этот самый Александр Гаврилович оказался женатым на Елене Ивановне Вукотич. Тут вот все нити и сошлись. Род Вукотичей оказался известным, древним. В семье даже свой герб существовал. В этом году потомки Вукотичей собирались в Черногории. Так на встречу 600 человек приехали.
- Как же ваши предки в России-то оказались? Ведь Черногория, как помнится, на территории Югославии?
- Да вот только что об этом в одной из книжек вычитал. Отца Елены Ивановны привез в Россию в 1758 году архиепископ Василий, что правил в то время в Черногории. Он совершил в Россию три поездки: в 1755, 1758 и 1765 годах. Особенно торжественно была обставлена вторая. Василия обвинили в утаивании полученных из России денег. Тогда он для оправдания взял с собой большое число главарей (правителей) в качестве свидетелей, а также 15 молодых людей для обучения в шляхетском кадетском корпусе. С ними в Россию и приехал Иван Вукотич.
- Вам уже удалось окончательно восстановить свое родословное древо?
- В принципе да. Практически у всех моих родственников сохранились личные дела. Ведь все они служили в армии и на флоте. Спасибо бюрократической системе! Помнится, мы ругали советское время за бюрократизм. Но он существовал исторически. И лично мне оказал неоценимую услугу при составлении семейной летописи. Вот послушайте, например, анкетные данные Ивана Гавриловича Нациевского. "Был ли где в иностранной службе? Не был. Сколько совершил кампаний? Три войны. Каковы имеет способности ума? Хорошие. Не предан ли пьянству или играм? Не предан. Какие языки знает? Никаких. Имеет ли знания в каких науках? Не имеет. Каков в хозяйстве? Хорош".
- Не чувствуете ли вы, что вас с вашими предками связывает не просто кровь, но и нечто большее?
- Наверное. Есть одна научная версия, что профессия человека заложена уже в его генах. Между прочим, я ведь тоже на флоте служил. Да и сейчас на службе у Отечества.
- Нет желания написать к родословному древу книгу-путеводитель? Ведь исторические документы составлены устаревшим языком и тяжело читаются:
- А по-моему, хорошо. "Объявитель сего Черногорской нации честный священник архимандрит Стефан Вукотич:" Это мой дядя. Он был обер-протоиереем морского флота России. Будучи иностранцем-то! А тут вот император ему пишет Александр: Надо ли это все перекладывать на современный язык? Да и писать я не любитель:
- Олег Дмитриевич, вы своей биографией тоже вписали в свою родословную славную страницу:
- Да уж не стыдно за прожитое:
- Вот о нем и поговорим, опустив, пожалуй, школьные годы. Они ведь у всех одинаковые.
- Ну, не скажите. У меня с той поры, например, необычное удостоверение сохранилось. Примерно такого содержания: "Дано ученику 10-го класса школы N 27 г. Челябинска Нациевскому Олегу в том, что он является директором комсомольского школьного завода имени ХХ съезда партии". У меня и секретарь был. И зарплата в 32 рубля. Машина грузовая. Станки. Я документы подписывал. Многие ли могут похвастать тем, что были директором завода в школьные годы?!
- И что же вы изготавливали там?
- Инвентарь для строителей: мастерки, отвесы и прочее.
Я со школы активным был. В танцевальный кружок ходил. Биатлоном занимался, в хоккей играл. Мастером спорта СССР по стрельбе стал. Между прочим, во время командировки в США лучше всех полицейских отстрелял. Пусть знают наших!
- А на службу в МВД пришли сразу же после школы?
- Нет. Я до этого в обществе "Динамо" оружейным мастером работал. В систему МВД пришел в 1970 году. В октябре тридцать лет уж как будет.
- Ваше отличительное качество как отца-командира?
- Строгость. И я бы даже сказал, жесткость. А строг потому, что хочу, чтобы наши курсанты-слушатели живыми остались в любой критической ситуации. Министерство внутренних дел, к сожалению, стало сегодня воюющим. И расхлябанность может к трагедии привести. Все начинается с мелочей: не надел каску, не застегнул бронежилет, оставил патрон в патроннике. Служба у нас опасная. Ежегодно в стране свыше четырех сот сотрудников милиции гибнет. Тут суровым и требовательным по необходимости надо быть.
- Говорят, у мужчины в жизни три важных дела:
- Построить дом. В школе милиции под моим руководством семь зданий построили. Вырастить сына. Я двух после себя оставлю. Посадить дерево. Их растет много в деревне, где дом у меня. Так что свою мужицкую работу выполнил уже по полной программе. n
"Во свидетельство чего и дан сей указ ему господину штабс-капитану Нациевскому за моим подписанием и приложением герба моей печати в губернском городе Нижнем Новгороде июля седьмого дня 1837 года.
Его Императорского Величества, Всемилостивейшего Государя моего, Армии Генерал-Лейтенант, справляющий должность Инспектора резервной пехоты, и кавалер орденов: Св. Анны 1-й и 4-й степеней, Св. Великомученика и Победоносца Георгия 4-го класса, Св. равноапостольного Князя Владимира 3-й степени и 4-й с бантом, золотую шпагу с надписью за храбрость, Королевско-Прусского за заслуги, медали в память 1812, за взятие Парижа 19-го Марша 1814, за турецкую войну 1828 и 1829 годов установленные и знак отличия беспорочной службы за 25 лет.
Дежурный штаб-офицер (подпись и печать)"
Документ из Российского исторического архива. Копия хранится у О.Д. Нациевского.