01-08-01


Вытрезвитель объявляет голодовку

Сотрудники учреждения в Копейске не видят иного способа добиться выплаты заработной платы за 21 месяц

Анастасия БЕРСЕНЕВА

Сергей КУКЛЕВ

Челябинск

"Извещение" о голодовке сотрудники медвытрезвителя направили "как положено" - главе города Копейска и начальнику местного УВД. Как сообщили корреспонденту "Челябинского рабочего", акция была объявлена "в связи с безвыходным, бедственным положением". Причина банальна: люди ждут свою заработную плату за двадцать один месяц. За это время долг медвытрезвителя по заработной плате и коммунальным услугам составил 700 тысяч рублей. Милиционерам, в отличие от вольнонаемных, бастовать нельзя. Они присягу давали. Поэтому голодать решили восемь фельдшеров, медсестер и уборщиц. Если же в течение объявленных трех суток результатов не будет, люди намерены продолжать голодовку "сколько потребуется".

Копейский "трезвыватель" - темное, таинственное место, с осыпающейся штукатуркой и разбитыми лампочками. В "холле" - дежурной комнате - посетителей встречают медсестры, дежурный и начальник медвытрезвителя Андрей Газенкамф. Почему начальник лично сидит в дежурке? Потому что людей не хватает. В штате копейчан вместо положенных двадцати пяти - четырнадцать человек. Семь милиционеров, обеспечивающих прием и охрану клиентов, и восемь вольнонаемных - фельдшеры, медсестры, уборщицы. Остальные "штатные" уволились еще два года назад, когда перестали платить зарплату. Последний раз работники вытрезвителя получали аванс в конце апреля этого года. Причем деньги пришли только для вольнонаемных. На общем собрании сотрудники решили поделить деньги поровну с милиционерами - по 500 рублей. Уволившиеся тоже захотели получить свои деньги и подали в суд. В результате в мае 2001 года судебные приставы Копейска арестовали счет и наложили арест на кассу медвытрезвителя - средства оттуда идут только на погашение задолженности перед уволившимися. Больше денег никто не получает. Даже начальник.

Андрей Газенкамф со вздохом вспоминает 1991 год и закон "О милиции", после которого организация работы медицинских вытрезвителей была разделена между Министерством здравоохранения РФ и Министерством внутренних дел РФ. Так как доходы вытрезвителей превышали расходы, то эти заведения были переведены на хозрасчет. Вот так и оказалось, что медвытрезвители "повисли" между двумя министерствами, не получая финансирования ни от одного из них.

С 1996 года в Копейском медвытрезвителе доходы резко снизились. Трезвость нормой жизни в Копейске не стала. Просто из-за увольнений не хватает личного состава для "сбора тел с улиц", что моментально повлияло на количество клиентов: в прошлом году в день поступало до 20 человек, а в этом - всего десять. "По карману" медвытрезвителя бьет и неплатежеспособность посетителей: из тех же десяти половина - безработные. А чтобы заплатили "работающие", сотрудникам вытрезвителя приходится договариваться с предприятиями Копейска. Те, вычитая из заработка неудачливых гуляк, перечисляют деньги на счет вытрезвителя. Тот самый, который арестован. Вот такая "система ниппель":

"Замкнутый круг", - жалуются сотрудники вытрезвителя. Что еще, кроме голодовки, можно предпринять в этой ситуации, они не знают. Однако, сидя около двух лет без зарплаты, продолжают чувствовать ответственность за порядок в городе. Даже свои доски из дома приносят, чтобы отремонтировать кровати для клиентов.

Нужны ли вытрезвители?

Заместитель начальника главного управления здравоохранения Челябинской области Владимир Миргородский:

- Я "за". Общество наше разнородно, поэтому я не уверен, что в случае закрытия всех специализированных учреждений можно будет спокойно пройти по улице:

Заместитель начальника ГУВД Челябинской области Владимир Майоров:

- Вытрезвители в холодное время года - это спасение жизни граждан, злоупотребивших спиртным и уснувших на улице.

Заместитель начальника отдела спецучреждений милиции Сергей Черномордик:

- Пьяные люди - это потенциальные правонарушители. Если закрыть вытрезвители, дежурные части районных и городского УВД просто захлебнутся в потоке задержанных:

Николай Стрельников, грузчик продуктового магазина:

- Мне лично "трезвяки" не нравятся. В них же никогда не попадется пьяный бомж, с улиц забирают людей, прилично одетых, чтобы потом можно было карманы обчистить. Со мной это пару раз было, придешь потом, скажешь, мол, сотни в кошельке не хватает, они тебе в глаза: "Пьяный ты был, потерял, еще и права качаешь:"

Комментарий "Челябинского рабочего"

В Челябинске взрывоопасная ситуация назрела практически во всех городских вытрезвителях. Однако более всего она накалена в вытрезвителе Курчатовского района. Сотрудники учреждения уже 9 месяцев не получают зарплату и готовы к забастовке. Правда, пока они сдерживаются и ждут, что задолженность будет погашена. 25 мая было вынесено судебное решение об удовлетворении финансовым управлением администрации Челябинска исковых требований сотрудников вытрезвителя.

Об этом корреспонденту "Челябинского рабочего" рассказала главный фельдшер вытрезвителя Татьяна Мордвинцева. Медики уже готовы к забастовке, но надеются, что за довольно унизительную и низкооплачиваемую работу все-таки начнут платить.

эти надежды основаны на конкретном судебном решении. Но проблемы вытрезвителей в целом кратковременные выплаты не решат. В самой системе специальных медицинских учреждений заложен подвох: не так давно все они были переведены на самоокупаемость. При заполнении протокола на каждого "клиента" вытрезвителя подчеркивается, что плату "за обслуживание" он обязуется внести добровольно. Нетрудно догадаться, что желающих находится мало.

Два министерства не в силах определиться. И хотя "сушилки для алкашей" пока нужны обществу, их финансирование целиком и полностью зависит от доброй воли глав районных администраций. Поэтому вытрезвители и остаются позорным российским изобретением, куда идут работать по крайней нужде. Следствием отсутствия финансирования стали и служебные преступления сотрудников "трезвяков". Ни для кого не секрет, что пьяного человека могут ограбить и избить не уличные хулиганы, а люди в форме, уставшие от ежедневной возни с матерящимися пьянчужками и от хронической нехватки денег.