01-08-01


Предпродажный ЧЗК

Корреспондент "Челябинского рабочего" взглянул на проблемы завода дорожных машин имени Колющенко изнутри

Михаил ПИНКУС

Челябинск

Ситуацию, сложившуюся сегодня на ЧЗК, по всем канонам жанра можно охарактеризовать как революционную. "Верхи" править по-старому не могут - скандальная история с выводом активов и раскол в стане конкурсных управляющих В. Соловьева и А. Фатеева подорвали позиции предприятия. "Низы", которых давно никто ни о чем не спрашивает, жить по-старому не хотят - майская остановка завода, вылившаяся в трехмесячную задержку зарплаты, доконала самых терпеливых. Менеджеры "Сибала" тоже ведут себя очень по-большевистски - вторглись на завод, не дожидаясь окончания процедуры конкурсного производства. Создается впечатление, что запас прочности некогда прославленного предприятия близок к нулю.

"За завод обидно"

Оживление рабочего муравейника царит сегодня только на проходной, по окончании смены, когда люди начинают торопливо просеиваться через вертушку вахты. В цехах (за исключением сборочного) большой активности не наблюдается. Действует основное правило переходного периода - "солдат спит, служба идет". Перекуривают на солнышке у входов, перекуривают на лавочках, перекуривают в скверике у заводоуправления. В токарном цехе вопросы о плане и сменном задании вызывают смешок. Мол, какое там планирование, "стружку гоним" - наточили ненужных деталей на год вперед.

- Станки ломаются, переставляем с одного на другой вышедшие из строя узлы, - рассказывает оператор ЧПУ Людмила Гришина. - Старая гвардия разбегается, а "пришлые" работяги за воротник закладывают да на солнышке греются.

- Кругом одна показуха, - продолжает тему Светлана Т., работающая в том же цехе более 25 лет. - "Верхи" дерутся, но стараются создать видимость, что все в порядке. А зарплату, как кость собакам бросают. Не то плохо, что мало. Мне и пенсии хватает. За завод обидно. Ведь протирочной ткани для станка не допросишься. На весь токарный - две горящие лампочки.

Евростандарт

Руководство в цехи, видимо, заглядывает не часто. Предпочитает не покидать уютных кабинетов. Резиденция ОАО "ЧЗК" и конкурсного управляющего Вадима Соловьева занимает четвертый этаж заводоуправления. Помещения по американскому принципу разбиты на стеклянные квадраты. (Если вспомнить небольшой прокуренный кабинетик, в котором пару лет назад ютилась вся его команда, достижения конкурсного управления налицо). Алексей Фатеев, про которого работяги не преминут заметить: "А ведь пришел на завод с одним пейджером", на седьмом этаже, богатством убранства не уступающем четвертому. Руководство недавно образованного ЗАО "ЧЗК", куда через екатеринбургские фирмы были выведены активы предприятия, тоже не бедствует, в офисе хоть иностранных послов принимай.

Справедливости ради надо отметить: разместилось руководство ЗАО "ЧЗК" не в десятиэтажной высотке заводоуправления, а на "передовой", в сборочном цехе. По мнению рабочих, июльское задание по выпуску 51 машины преследует только одну цель - продемонстрировать потенциальным инвесторам, что завод жив, чтобы подороже его продать.

Заместитель генерального директора ЗАО "ЧЗК" Сергей Холкин объясняет ситуацию иначе. 1 июня ЗАО образовало собственную коммерческую службу, свой отдел сбыта и снабжения и теперь полностью распоряжается произведенной продукцией. Что произведут, то и продадут. Интерес к продукции ЧЗК после майской остановки предприятия только вырос. На 98-ю модель грейдера цены поднялись с 1 миллиона 250 тысяч до 1 миллиона 300. ЗАО удалось наскрести деньги на зарплату за май и выплатить должок, оставшийся с января 2000 года. Если события будут развиваться по прежней схеме, то уже через полгода завод сможет довести объемы производства до 60 грейдеров в месяц. (Какими же сказочными кажутся теперь планы руководителя "Лидера" Сергея Бухдрукера по производству 600 грейдеров!)

В менеджерах "Сибала", работающих под вывеской "РусПром-Авто", руководство ЗАО "ЧЗК" завоевателей не видит. Помогли наладить снабжение, предложили предприятию товарный кредит.

Бывший соратник конкурсного управляющего В. Соловьева, а ныне председатель совета директоров ЗАО "ЧЗК" А. Фатеев в разговоре с корреспондентом "Челябинского рабочего" высказался недвусмысленно: "Чем скорее завод будет приобретен "Сибалом", тем скорее там будет наведен порядок". Арбитражное разбирательство, инициированное В. Соловьевым, только вставляет гонцам от Олега Дерипаски палки в колеса. Позицию А. Фатеева можно понять. Здания завода оцениваются в 102 миллиона рублей, оборудование - в 48 миллионов. Официально активы числятся за новым ЗАО "ЧЗК". В ОАО, где под руководством В. Соловьева идет конкурсное производство, вырученные от их продажи средства пойдут на погашение кредиторской задолженности. ЗАО от прежних долгов формально свободно и может распоряжаться активами по своему усмотрению. Эмиссары "Сибала" вынуждены ждать и ведут переговоры с каждой из сторон. В. Соловьев, закаленный в арбитражных войнах, имеет неплохие шансы вернуть заводское имущество в ОАО. Как уже сообщал "Челябинский рабочий", арбитражный суд области признал незаконным вывод активов предприятия через екатеринбургские фирмы "Урал-СДМ" и "УралПроминвест" в новое ЗАО "ЧЗК", более того, опротестовал само решение комитета кредиторов об учреждении этих фирм. По мнению юрисконсульта ОАО "ЧЗК" Олега Филоненко, главный вопрос в этой полудетективной истории разрешен. Остается только инициировать процедуру возвращения имущества, когда решение суда вступит в законную силу.

Впрочем, А. Фатеев сдаваться, видимо, не намерен. Он уже подал иск в арбитражный суд области о незаконном его отстранении от должности второго конкурсного управляющего и, видимо, надеется вернуться в ОАО вслед за имуществом завода.

Не прочь поучаствовать в разделе пирога и бывший руководитель завода Сергей Бухдрукер. Он давно заявляет права на часть оборудования, оставшегося на заводе (под опекой управляющих В. Соловьева и А. Фатеева) после его вынужденного ухода. Предъявить претензии ЗАО С. Бухдрукер не может. Однако, как только активы предприятия будут возвращены назад в ОАО, он намерен тут же инициировать новое арбитражное разбирательство.

"Пришельцы"

Менеджеров "Сибирского алюминия" корреспонденту "Челябинского рабочего" на заводе обнаружить не удалось. Как выяснилось, они предпочитают руководить методом "кавалерийского" наскока, появляясь на предприятии не чаще одного-двух раз в неделю. Однако приемную, расположенную напротив кабинета В. Соловьева, уже украшает табличка с указанием, что занимает ее Иван Бурлак, курирующий в известном холдинге машиностроительное направление. Географическая близость к В. Соловьеву, по всей видимости, не более чем тактическая уловка. По мнению наблюдателей, пришельцы прекрасно разобрались в расстановке сил на заводе и выбрали стратегических партнеров в другом лагере - лагере А. Фатеева. Цели конкурсного управляющего - продать завод как можно дороже, чтобы расплатиться с кредиторами, сильно расходятся с интересами "покупателей". С А. Фатеевым и руководством ЗАО "ЧЗК", готовыми рассмотреть другие схемы сотрудничества, договориться легче.

А гимны прежние поют

Сценарий, используемый "Сибалом" для установления контроля над интересующими холдинг предприятиями, проверен не единожды и повторяется сегодня на ЧЗК. Первый шаг - заключение соглашения о сотрудничестве с правительством области - уже позади. Поддержка области сделала позиции пришлых менеджеров весьма устойчивыми. Определив стратегических партнеров и организовав с ними совместную хозяйственную деятельность (возобновление производства грейдеров на ЧЗК - хороший козырь в разговоре с областными властями), менеджеры "Сибала" почувствовали себя хозяевами положения. В разговоре с корреспондентом "Челябинского рабочего" В. Соловьев намекнул, что на него начинают оказывать давление - поступило предупреждение о намерении лишить его лицензии конкурсного управляющего. Причем сразу после того, как он продекларировал намерение выставить завод на открытый аукцион. Не так давно прийти на завод собирались А. Аристов и В. Гартунг. Сегодня у ЧЗК появился еще один потенциальный покупатель - фирма ВПК "Челпром" (генеральный директор Виктор Воропаев), на сотрудничество с которой В. Соловьев возлагает немалые надежды. Видимо, местные предприниматели еще скажут свое веское слово. n