01-08-01


Принимай, Германия, российскую соцпомощь!

В минувшие выходные Кыштым приютил немецких байкеров

Постояльцы ночного пребывания

60-летний камрад Вальтер поутру снимал с мотоциклетных колес хомутообразные замки и что-то бурчал себе под нос. Промелькнуло несколько знакомых слов. Камрад Вальтер упирал на то обстоятельство, что хомутать свою "хонду" он вынужден только в России. Дескать, в Дойчланд ничего такого делать не приходится.

- Пусть не заливает, - откомментировал высказывание старого байкера заспанный питерец Леня, сопровождающий группы и по совместительству переводчик. - У них, в Германии, замки ставят даже на охраняемых стоянках.

Пока Леня отсыпался, мы пытались наладить контакт с руководителем группы немецких мотоциклистов Юргеном Гришатом. Тот на контакт шел охотно, но его знание русского было не лучше нашего забытого немецкого. Тем не менее удалось выяснить, что в Кыштыме немцы оказались случайно. Они хотели переночевать в Карабаше, но не нашли гостиницу. В Кыштыме с гостиничными номерами тоже был напряг. Тогда помотались по городу и вышли на бывший профилакторий "Южный", где ныне расквартировано отделение дневного пребывания социальной помощи: Директор соцпомощи Тамара Самородова до глубокой ночи возилась со свалившимися на ее голову иностранными постояльцами, пока всех не разместила. Комнаты для российских старичков и старушек пришлись по вкусу гостям. "Очьень карашо!" - оттопыривали утром большой палец постояльцы ночного пребывания. По их словам, так комфортно они давно не отдыхали.

Дранг нах остен

На этот раз марш на восток проходит для немцев без особых осложнений. Для 13 человек, 11 мотоциклов и автобуса сопровождения старт был дан 18 июля в Гамбурге. Конечный пункт - Улан-Удэ. По словам Юргена, их группа существует давно. Объединяют людей разных профессий, возрастов и пола (в группе есть женщины) две страсти - к мотоциклам и путешествиям. До этого они исколесили всю Европу, пока не созрели для "дранга" на восток. Идею пробивал Юрген, восемь лет назад впервые прокатившийся по нашим дорогам. Маршрут их пролегает следующим образом: днем едут, а к вечеру ищут ночлег. Останавливаются в городах, которые попадаются по пути. Экипированы путешественники отменно, а "хонды", БМВ и "сузуки" о существовании такого понятия, как ремонт, слыхом не слыхивали.

По законам гостеприимства

Удивляться России немцам приходилось не раз. Однажды они на очередном привале даже устроили часовую дискуссию. Оказывается, их потрясло местное гостеприимство: В какой бы город они ни заезжали, их встречали совершенно незнакомые люди и помогали найти гостиницу, провожали до места ночлега, показывали магазины, где можно прикупить продукты. Кстати, питаются гости тем, что найдут в пути. Никаких запасов с собой из Германии не взяли. Даже есть такое правило - где едут, то пиво и пьют. В Уфе - уфимское, в нашей области - челябинское темное. В Екатеринбурге, куда немцы направились после Кыштыма, скорее всего откроют "Патру".

Поначалу немцы въезжали в Россию с некоторой опаской, рассказал Леонид, слишком много наслышались про русскую мафию. А однажды они здорово испугались:

В Набережные Челны колонна двигалась из Казани. По дороге их встретили наши мотоциклисты из байкерского клуба. Позвонили в Челны по мобильнику - мол, встречайте. При въезде в город немцы увидели ожидавшие их три мотоцикла и пять машин: Минуты две прошли в напряженном ожидании, пока кто-то из встречающих не крикнул по-английски - мол, все в порядке, камрады, свои!

- Для нас это нормальная ситуация, - говорит Леня, - встретить гостей, проводить, показать незнакомый город. А европейцы приходят в транс и долго не могут сообразить, как это совершенно незнакомые люди проявляют внимание, безвозмездно хлопочут, чтобы у них не было никаких проблем.

Германские пролетарии

Один из пунктов назначения был известен заранее: Немцы высказали пожелание побывать на Ирбитском мотоциклетном заводе, производящем "Уралы". Как выяснилось, прототипом наших тяжелых мотоциклов были довоенные немецкие БМВ. Эта история восходит к концу первой мировой войны. Разбитая Германия не имела права иметь армию более чем в сто тысяч человек. По соглашению между Гитлером и Сталиным немецкие офицеры проходили обучение в СССР. В обмен Россия получала товары и в том числе мотоциклы БМВ. Они и стали прототипами наших "Уралов". Вот и едут германцы посмотреть на завод, давший второе рождение их мотоциклам. Одна из любопытствующих - 30-летняя Гудрун. Она уже пять лет не слезает с седла. Для нее мотоциклы и Юрген с компанией заменили семью и весь мир вокруг - дорога и мотоциклетное колесо. Все это дает ей свободу, ощущение сопричастности с совершенно иным измерением окружающей действительности. В Германии у Гудрун остались две сестры. Они такие же одержимые, как Гудрун, но предпочитают железным коням настоящих. Даже работают жокеями. В такой же мотоциклетной ауре живут и товарищи Гудрун - ее подруга Забина, учитель труда и географии Юрген, ворчун Вальтер, мед-брат Мартин, антиквар Клаус, старейшина пробега 67-летний Милан. Среди "всадников" есть предприниматель средней руки, продавец, эксперт, плотник: Кто-то из питерцев, добрых знакомцев Юргена, назвал эту компанию германским пролетариатом.

Эти пролетарии загодя готовятся к дальним путешествиям. Копят в своих надежных банках деньги, специально для пробега покупают мотоциклы за 18-26 тысяч марок, чтобы потом продать их по дешевке, да с собой прихватывают тысяч десять на дорожные расходы. А дальше - ветер в шлемы на скорости 120-130 километров в час и впечатления на целый год до следующего пробега.

Виктор РИСКИН