01-10-97


Хитрое костяное узорочье

Рыбьи зубы, слоновьи бивни и клыки зверя Индрика

Кость - материал удивительный. Теплая и мягкая, капризная, чувствительная, она позволяет творить удивительные вещи: тонкими пластинками, украшенными прорезной резьбой, отделывались ларцы, шкатулки, коробочки, мебель, часы, зеркала. Накладные детали с объемной резьбой использовали для украшения оружия, предметов туалета и милых безделиц, таких как копоушки, бирюльки. Под прорезную резьбу подкладывались фольга, шелк, бархат для оттенения мягкого, светлого тона кости.

Кость умели тонировать. Для этого использовали естественные красители, такие как шафран (желтая), щавель (от красно-коричневого до черного), кора ольхи и ягоды черники (коричневый или серый), марена или ягоды спелой бузины (красный). Для чернения кости употребляли ягодный морс, уксус, водку или квасцы.

Все это сохранилось и поныне. Какие-то приемы обработки усовершенствовались, какие-то остались. К примеру, тонировать кость художники не очень любят, считая, что она становится похожа на пластмассу. И даже слегка иронизируют, говоря о кости как о заменителе пластмассы. В чем-то они, конечно, правы, но изделия из резной кости - целый культурный пласт, который представить себе в пластмассовом образе, честно говоря, трудновато. Если вспомнить для наглядности такие игры, как бильярд или кости, то во втором случае компромисс между костью и пластмассой достичь удалось, а классический бильярдный шар был и остается костяным. Но это из разряда изящной болтовни, которая к делу не относится (почти).

Кость кости рознь.

Самая простая кость - цевка (коровья). Она сероватая и требует предварительного отбеливания. Материал дешевый, не очень капризный и в законченных изделиях показывает себя не хуже самой благородной - слоновьей.

Дальше следует "рыбий зуб" - моржовые клыки. Материал твердый, на срезе белый с зеленоватым отливом. Еще в середине XVII в. "охочие служилые люди" Семен Дежнев и Юрий Селиверстов "со товарищи" промышляли его в районе устья Анадыря. В 1656 году они добыли там 289 пудов "кости рыбьей моржового зуба". Кость эта принадлежала казне, а с охотников взимался налог - "десятая кость". Иностранцы эту кость ценили, а мастерством русских косторезов откровенно восхищались.

Со слоновой костью ясно - материал привозной, дорогой, известный достаточно широко. Более мягкий, чем моржовый клык, матово-белый.

А дальше идет зверь примечательный. Наши предки называли его "Индрик зверь" и представляли себе гигантского крота, "колыхающего землю". Был Индрик грозен и клыкаст. Клыки его находили в северных землях и считали, что иногда ломает их зверь о мерзлую землю и камни. Индриков зуб темно-коричневый или голубоватый (от грунтовых вод), а на срезе светится желтовато-розоватым, в отличие от "рыбьего зуба".

Но кость загадочного Индрика считалась "голубой". Она легче поддается обработке, чем моржовая. А сам Индрик не кто иной, как мамонт, бивни которого в изобилии находили на побережье Северного Ледовитого океана, на островах в море Лаптевых.

В середине XVIII века в "Ежемесячных сочинениях", издаваемых в Петербурге Академией наук, можно было прочитать: "Мамонтовая кость находится в земле, а особливо в ярах по большим рекам и по берегу Ледовитого моря. Когда вода оные берега несколько подмоет, тогда кость из земли оказывается. Самая лучшая та, которая из реки Хатанги в Мангазею и из реки Индигирки в Якутск привозится".

Мамонтовая кость немного отличается от слоновьей. Несколько более жесткая, менее прозрачная на тонких срезах. Работать с ней спокойно, ибо греет осознание того, что ради этого поделочного материала не пришлось умерщвлять ни в чем не повинных животных.

Татьяна ЕГОРОВА.

Фото Алексея КРАВЦОВА.

"SALON-interior".

(Печатается с сокращениями).