01-10-98
Тотальное внедрение контрольно-кассовых машин (ККМ) уже имеет свою историю. Год назад оно вызвало активное противодействие уличных торговцев. Многие южноуральцы наверняка помнят закрытые ларьки, пустые прилавки и митинги разгневанных предпринимателей, протестовавших против этого требования властей. Тогда все решил суд: он признал аргументы представителей мелкого бизнеса справедливыми и отменил решение областного правительства. Однако проблема только потеряла свою остроту, и то на короткое время, но не была решена. И вот завтра она может вновь встать перед нами во весь рост.
24 сентября губернатор области П.И. Сумин подписал постановление, согласно которому в соответствии с областным законом "О порядке исчисления и уплаты налога с продаж" начиная с 1 октября уличная мелкорозничная торговля будет разрешена только при наличии контрольно-кассовых машин. Делается это для того, чтобы наладить учет налога с продаж, который, как вы знаете, в нашей области составит пять процентов. От всех остальных сборов частные предприниматели освобождаются.
Почему "Челябинский рабочий" предполагает, что этот документ может опять вызвать активное неприятие со стороны торговцев? Прежде всего потому, что ничего нового в техническом состоянии ККМ за прошедший год не произошло. На морозе они и в самом деле плохо работают и часто выходят из строя. И дешевле не стали, напротив, подорожали, как и все остальное. Контрольно-кассовые машины, кроме того, необходимо подключать к электричеству, регулярно обслуживать, что в условиях улицы, ярмарки или блошиного рынка действительно непросто. Так что эти аргументы предпринимателей своей силы за прошедшее время нисколько не утратили.
Более того, осведомленные люди подсказали, что необходима ревизия всех ККМ, их в крайне сжатые сроки нужны приспособить под, скажем так, избирательный сбор налога с продаж. Ведь определенные, социально значимые товары освобождены от него. А это касается не только уличной торговли, но и стационарной...
Что может произойти сегодня? Покупатели по привычке придут, например, на ярмарку "Элизбар", что на привокзальной площади Челябинска, и увидят, что все 320 торговых точек закрыты. Обслуживают их в среднем три человека. Значит, почти тысяча человек стали безработными. Каждый из них содержит семью. И так по каждой лавке, столику, киоску. А что станет с покупателями, когда они увидят закрытые двери или пустые полки? Вряд ли стоит усугублять социальную ситуацию сегодня, когда она и без того, словно натянутая тетева.
Сказать, что власти этого не знают, нельзя. На совещании глав городов и районов области, прошедшем неделю назад, вице-губернатор В.П. Уткин специально говорил об этом и нашел, казалось, взаимоприемлемый вариант: не хочет или не имеет возможности уличный торговец установить ККМ, пусть уплатит за патент, который ему выдаст администрация той территории, где он собирается поставить свою палатку или ларек. Стоимость патента должна быть равной или близкой к пятипроцентному налогу с продаж. При необходимости ее можно корректировать в ту или иную сторону.
Директор челябинской ярмарки "Элизбар" В.Н. Сидоров считает, что у него продавец продовольственных товаров должен вносить в среднем 1000 рублей в месяц, торговец промтоварами - 1200. Однако согласно областному закону о налоге с продаж установка контрольно-кассовых машин обязательна ...
Как удалось узнать в администрации Челябинска, предложение В.П. Уткина о выдаче вместо контрольно-кассовых машин специального патента не прошло, по крайней мере, в областном центре. Но сегодня, предполагают, никаких эксцессов в городе не произойдет: первые десять дней октября отданы уличным торговцам под адаптацию, они будут работать в прежнем режиме, что будет дальше - предсказать никто не решился.
Возможно, борьба за внедрение ККМ направлена не только на упорядочение сбора налогов. Совсем не исключено, что таким образом власти хотят перевести торговлю с улицы в стационарные магазины. Там ведь проблем с установкой контрольно-кассовых машин нет, да и с конкуренцией будет покончено. Но возникнут другие заботы: что делать с безработными предпринимателями и покупателями, лишенными выбора?
Виктор КОСОЛАПОВ.