01-11-02


Кто "охотится" за госпакетом?

Противники топ-менеджеров ММК используют сильный административный ресурс

"Челябинский рабочий" уже сообщал, что возбужденное в апреле этого года уголовное дело против известного челябинского предпринимателя Павла Рабина было на днях закрыто. Правомерность закрытия сейчас проверяется областной прокуратурой, но ни сам Рабин, ни сотрудник Магнитогорского УВД Владимир Щетка, расследовавший это дело, не сомневаются, что уголовное преследование в отношении бизнесмена практически завершено.

Напомним: несколько месяцев назад руководство ММК обвинило Павла Рабина и его московских коллег по бизнесу - Андрея Кунатбаева и Андрея Виноградова - в вымогательстве 11 миллионов долларов. За столь крупную денежную сумму челябинец и два москвича якобы обещали молчать и не разглашать сведения, "порочащие деловую репутацию комбината и его высшего менеджмента". Интересно, что эти самые сведения ни для кого уже секретом не являются. Имеются в виду события четырехлетней давности, когда Виктору Рашникову удалось отыграть у небезызвестного Рашита Шарипова 30-процентный пакет акций комбината. В итоге компания "Магнитогорская сталь" была обанкрочена, а ее акционеры оставлены с носом. В числе "кинутых" оказался и Павел Рабин, точнее, его фирма "Рабиком".

- У меня действительно есть претензии к менеджменту ММК, - говорит Павел Рабин. - Я считаю, что моя фирма понесла в результате преднамеренного банкротства "Магстали" определенные убытки. Об этом я сообщил руководителям комбината. И именно этот разговор послужил поводом к обвинению меня в вымогательстве. Не знаю только, откуда взялась цифра 11 миллионов долларов. Когда я говорил об ориентировочной сумме нанесенного "Рабикому" ущерба, то говорил о сумме, близкой к одному миллиону долларов. При этом постоянно утверждал, что деньги-то мне не нужны. Дали бы просто работать:

Руководству ММК показалось, однако, что все далеко не "просто": заместитель директора комбината по безопасности Николай Лядов обвинил Рабина в желании получить "навар" и инициировал возбуждение уголовного дела, обвинив челябинского бизнесмена в шантаже и вымогательстве.

Упреждая столь резкие следственные действия, Рабин призвал на помощь "тяжелую артиллерию" в лице депутатов Государственной Думы. Проверку уголовного дела, возбужденного против бизнесмена, организовал в Челябинской области по просьбе Рабина не кто иной, как Игорь Родионов - бывший министр обороны России. Не слабые у Павла Беньяминовича связи в законодательной федеральной власти: А Рабин, не теряя времени, жалуется в Генеральную прокуратуру, сообщая "государеву оку" о фактах незаконного прослушивания его телефонных разговоров и назначенном неизвестно кем наружном наблюдении.

Заодно с челябинским бизнесменом действуют московские господа из аналитического центра "Стратег-Инвест" Андрей Кунатбаев и Андрей Виноградов. Последний, кстати, является соучредителем Фонда эффективной политики, "правой рукой" известного политтехнолога и руководителя ФЭП Глеба Павловского, а также человеком, имеющим влияние в администрации президента. Еще бы не волноваться руководству ММК, если представить, ЧТО Виноградов может наговорить самому Александру Волошину! И это в преддверии важнейшего для комбината аукциона по продаже 17-процентного государственного пакета акций:

Дело против Рабина, по всей видимости, окончательно закроют, и тогда у руководства ММК появится еще один повод для беспокойства. Ведь бывший хозяин "Рабикома" (компания теперь принадлежит другим людям) в своих претензиях не остановится и наверняка обратится с иском в суд, обвинив магнитогорскую милицию и ММК во всевозможных грехах.

Впереди - продажа госпакета акций ММК. И очень важно, как Виктор Рашников и его команда будут выглядеть перед лицом государства.

- Рабин, не в обиду ему сказано, здесь далеко не ключевая фигура. То, что происходит, - лишь небольшой элемент в большом процессе по формированию консолидированного пакета, - говорит бывший куратор челябинской промышленности в областной администрации Владимир Уткин. - Кто-то хочет создать определенное мнение именно по факту приобретения этих пресловутых 30 процентов акций. Не очень чисто там все было сделано. Есть такое понятие - разведка боем: там пошумят, там пошумят, вскрывая возможности противной стороны, а наступление идет в совершенно другом направлении. Рабин просто шевелит эту ситуацию.

- Для Рашникова сейчас это самая опасная ситуация, - говорит Рабин. - Возбужденное против меня уголовное дело и созданный на основе этого факта пиар против меня преследуют одну цель: когда пойдет серьезный разговор на самом высоком уровне о нарушениях закона при приватизации ММК, сказать: "Да что вы? Кто возмущается? Это же всякие уголовники пишут и говорят о нарушениях закона, абсолютно несерьезный народ!"

Для кого же готовится плацдарм? Вопрос, на который никто не дает однозначного ответа.

Сегодняшний расклад акций на ММК выглядит следующим образом: 23 процента принадлежит государству, 17,8 процента из них и выставляется на продажу; около 15 процентов держит ГМК "Южный Кузбасс", 60 процентов, в том числе тот самый "шариповский" 30-процентный пакет, подконтрольны Виктору Рашникову и его команде.

Наблюдатели отмечают, что наиболее вероятным охотником за акциями может стать "Южный Кузбасс". Вторым претендентом выступает империя Искандера Махмудова. Но это предположение рождается скорее по инерции, памятуя давние интересы к комбинату и старые обиды на его руководство небезызвестного олигарха. Сейчас, заявляют в один голос наблюдатели, ММК весь целиком, "с руками и ногами", Махмудова больше не интересует. То же самое можно сказать и в отношении холдинга "РусПромАвто". Еще есть "Альфа-групп", но ее прихода на Магнитку желают, пожалуй, только враги. "Евраз-холдинг" в качестве собственника рассматривается, но несерьезно. "Северсталь" и Новолипецкий меткомбинат - как возможный вариант альянса. Наверное, о других претендентах знают те, кто ведет "разведку боем". Знают, но не хотят говорить:

В дирекции безопасности ОАО "ММК" считают, что новый конфликт - очередная попытка повлиять на продолжение старого спора о 30-процентном пакете голосующих акций комбината, начавшийся еще в 1998 году. Кампания, развернутая накануне аукциона по продаже госпакета акций металлургического гиганта, ставит своей целью обратить внимание общественности и правительства на якобы незаконные действия нынешних менеджеров ММК.

Еще в феврале текущего года из архивов комбината украли документы, касающиеся фирмы, давно прекратившей свое существование. В ультимативной форме они предъявлены менеджерам ММК с требованием уплатить 10 миллионов долларов.

Последовал ответный шаг: против Павла Рабина и владельцев фирмы "Стратег-Инвест" Андрея Виноградова и Андрея Кунатбаева Магнитогорским УВД 4 апреля было возбуждено уголовное дело по факту хищения документов и вымогательства денежных средств. Особо подчеркивается тот факт, что третья по счету атака Павла Рабина на руководителей ММК ныне подкреплена административным ресурсом, включенным, как полагают в дирекции безопасности предприятия, одним из владельцев фирмы "Стратег-Инвест" Андреем Виноградовым (бывшим первым заместителем руководителя аппарата российского правительства). На ММК не без основания считают, что Рабин и бывший генеральный директор ФПГ "Магнитогорская сталь", обвиненные в попытке продать 30-процентный пакет акций ОАО "ММК" (факт, подтвержденный документами Генпрокуратуры), используют Виноградова и Кунатбаева в нынешнем конфликте как денежные кошельки. При этом особо подчеркивается факт, что уголовные дела против Рашита Шарипова и Павла Рабина были возбуждены именно Генпрокуратурой за злостное невыполнение судебных решений и прекращены только в связи с истечением срока давности.

В нашей позиции нет изъянов, говорят менеджеры ММК. Это подтверждается тем, что в течение пяти лет предприятие не раз проверялось и Генеральной прокуратурой, и ФСНП, и Счетной палатой РФ. Ни одна из комиссий не обнаружила на предприятии нарушений законодательства.

- Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями МВД России делало неоднократные незаконные попытки прекратить возбужденное против Рабина, Виноградова и Кунатбаева дело, но оно не закрыто, - сообщил корреспонденту "Челябинского рабочего" один из руководителей ММК. - Во всяком случае, ММК как заявителя должны были оповестить о его прекращении. Но официального уведомления до сих пор не поступило.

Материал подготовили Роман ГРИБАНОВ

и Владимир соколов