01-11-97


Ответный ход свидетеля

Кандидат в депутаты Государственной Думы Валерий Гартунг вступает в полемику с прокурором области

Через несколько часов после прозвучавшего вчера утром выступления по областному радио прокурора области Анатолия Брагина кандидат в депутаты Госдумы по Советскому избирательному округу N 186, директор Челябинского кузнечно-прессового завода Валерий Гартунг пригласил журналистов на свою пресс-конференцию. Сделал он это с целью изложить свою точку зрения на прозвучавшие в эфире слова прокурора о его тесной связи с криминальными структурами и прокомментировать обстоятельства уголовного дела, по которому кандидат в депутаты проходит в качестве свидетеля. Если дословно цитировать прокурора - пока проходит. Никаких обвинений В. Гартунгу до сегодняшнего дня не предъявлено.

Как заявил А. Брагин, суть дела, возбужденного прошлогодней осенью, заключается в том, что еще в 1993 году В. Гартунг помог некоему предпринимателю получить в банке более чем 100-миллионный кредит. В качестве залога были выставлены автомобили КамАЗ, принадлежавшие предпринимателю. В положенный срок он с кредитом не рассчитался, и банк был вправе вступить во владение автомобилями. Но людьми из ближайшего окружения В. Гартунга они были похищены, реализованы, и часть средств от их продажи через возглавляемую опять же В. Гартунгом фирму "Лидер" пошла на приобретение пакетов акций ЧКПЗ и Магнитогорского калибровочного завода. В конечном счете это позволило ему занять кресло директора предприятия.

Роль самого В. Гартунга в этих махинациях, по словам прокурора, следствию еще не ясна. Но исполнители сделок с машинами и акциями установлены. Это уголовные аторитеты и неоднократно судимые личности. Один из них какое-то время даже работал в одной из фирм В. Гартунга "специалистом по ценным бумагам".

Таким образом, отметил А. Брагин, органами предварительного следствия установлена непосредственная связь предпринимателя В. Гартунга с криминальными структурами, и его сотрудничество с ними не вызывает у прокурора сомнений. Что же касается причин, побудивших А. Брагина поведать радиослушателям об обстоятельствах дела, то это связано с выступлениями В. Гартунга в средствах массовой информации, в которых он объясняет пристальное внимание к нему правоохранительных органов нечистоплотной предвыборной кампанией со стороны его соперников.

Тезис о том, что шумиха в СМИ вокруг его имени инспирирована им самим, В. Гартунг отмел в самом начале пресс-конференции, назвав его, по сути, абсурдным.

- Никакому кандидату в период предвыборной борьбы, -заявил он, - шумиха на такую тему невыгодна. Более того, мы намерены в судебном порядке выяснить, каким образом на радиостанции "Интерволна" со ссылкой на Южно-Уральскую службу новостей появилась информация о моей причастности к уголовному делу.

Что касается обстоятельств этого дела, то В. Гартунг, по его словам, считал себя не вправе в период следствия на пресс-конференциях и в прессе называть какие-то фамилии и факты, тем более, что является всего лишь свидетелем. Однако после сегодняшнего выступления прокурора счел необходимым более подробно изложить свою точку зрения.

Действительно, в декабре прошлого года его вызывали к следователю, где он дал исчерпывающие показания по поводу банковского кредита и автомобилей. Еще тогда было выяснено, заявил В. Гартунг, что ни к тому, ни к другому он отношения не имел. Следствие было приостановлено в марте нынешнего года, поскольку виновных в махинациях установить не удалось. Но через несколько дней после первой регистрации В. Гартунга кандидатом в депутаты (начало мая) оно вновь было открыто, в чем, по его мнению, прослеживается явная связь. В разгар предвыборной кампании его неоднократно вызывали к следователям и "оказывали всевозможное давление".

Так же не случайным назвал В. Гартунг тот факт, что уголовное дело о хищении КамАЗов было возбуждено только через три года. А что касается покупки акций предприятий якобы за счет вырученных от их продажи средств, то это тоже не вяжется с хроникой событий, поскольку их покупка велась фирмой "Лидер" задолго до происшествия с автомобилями.

В. Гартунг не отрицает, что три года назад на одном из его предприятий непродолжительное время работал один из тех, кого прокурор назвал уголовным авторитетом, но никакого отношения к ценным бумагам он не имел. Второго же упомянутого им представителя криминального мира В. Гартунг не знает.

Как директор завода он сейчас обеспокоен тем, что следственные действия по конкретному уголовному делу приобретают характер дискредитации его как руководителя и могут привести к негативным последствиям для коллектива. Налоговая инспекция грозит возбудить дело о банкротстве предприятия, банк отказывает в выдаче средств на зарплату. Хотя, по всем показателям, растет производство, платежи в бюджет поступают регулярно, идет погашение прошлых долгов.

Вместе с тем, кандидату В. Гартунгу в некоторых изданиях отказывают в праве публиковать платную политическую рекламу. И в то же время одному из его соперников безвозмездно предоставляются целые газетные полосы, выходят в эфир получасовые телепередачи.

Завершая пресс-конференцию, В. Гартунг заявил, что его специалисты оценят моральный и материальный ущерб, нанесенный выступлением прокурора области, и, если это будет признано действительно необходимым, обратятся с протестом в Генеральную прокуратуру. Пытаясь прогнозировать дальнейший ход событий, кандидат предположил, что его соперники сделают все, чтобы до 14 декабря "снять с дистанции" В. Гартунга или сорвать выборы.

- А после 14 декабря и уголовное дело будет закрыто, - заявил он.

Но все же посчитал необходимым напомнить о прошедшем накануне Дне политзаключенных и призвал всех задуматься над происходящим и не допустить повторения событий 30-х годов.

Андрей ГЛУШКОВ.