01-12-00


Бизнес на "чайниках"

Автошкол становится все больше, а ездить по дорогам - все опаснее

Сергей ЖИТИНЕВ

Челябинск

Это похоже на настоящий бум. Умение водить машину давно уже не просто необходимость, а вопрос престижа и социального статуса. И, отвечая на вопрос: "Тварь ли я безлошадная или права имею?", многие склоняются в пользу второго утверждения. Для сравнения: если всего пять лет назад число впервые получающих права едва дотягивало до трех тысяч на весь миллионный Челябинск, то сегодня обладателями ламинированной карточки на право управления транспортным средством категории "В" ежегодно становятся более 16 тысяч человек.

Самое удивительное, что в очередь за водительскими правами выстраиваются не только обладатели собственного авто, но даже те, кто в ближайшее время не намерен или не в состоянии обзавестись "железным конем". Привычным становится требование наличия водительских прав к потенциальным претендентам на место в фирме или учреждении.

Словом, спрос рождает предложение. Фирмы и организации, предлагающие обучить вас за два с половиной - три месяца правилам дорожного движения и первоначальным навыкам управления автомобилем, растут как на дрожжах. Об автомобильном образовании давно уже можно говорить как о своего рода бизнесе. Прибыльном и востребованном. Однако, как и в любом виде бизнеса в период его становления, есть на этом рынке свои авторитеты и проходимцы.

А учит кто?

Услугу по подготовке водителей категории "В" сегодня в Челябинске предоставляют 25 организаций. Среди них от семи до десяти имеют давнюю историю и богатый опыт. Это прежде всего так называемые "досаафовские" школы (ныне автомобильные школы РОСТО), имеющие по нескольку филиалов в разных районах города, школы Всероссийского общества автомобилистов и курсы под эгидой местного подразделения Минтранса РФ. Старожилы рынка пользуются наибольшим уважением и авторитетом у сотрудников ГИБДД. Причин тому несколько - качественный автопарк, проверенный преподавательский состав.

Во вторую группу можно отнести частные школы. Их много, и все они разные. Однако именно здесь проходимцы встречаются наиболее часто. Их принцип: вложить меньше - получить больше. Ни специального образования, ни собственного автопарка, зарегистрированного за новообразованной школой, не требуется. Машины для занятий в таких фирмах чаще всего арендуют у своего же инструктора. Естественно, за их техническое состояние отвечают только сами инструкторы.

Однако наиболее убедительным свидетельством авторитета школы у сотрудников дорожной инспекции и качества самого обучения является процент сдачи с первого раза ее курсантами экзаменов в ГИБДД. Удовлетворительным считается 75 процентов от общего состава группы.

В числе "отличников" - прежде всего "старички": областной учебно-курсовой комбинат на улице Барбюса, 2 (85 процентов), школа РОСТО на улице Российской, 33 (81,5 процента), школа РОСТО на улице 8 Марта, 108 (81 процент), отделение Всероссийского общества автолюбителей на улице Болейко, 2а (77 процентов), а также "частники" - ООО "КАФС" (79 процентов) и ООО АМС (79 процентов), "Экипаж" (75 процентов). В аутсайдерах - школа индустриально-педагогического колледжа (38 процентов), автокурсы при заводе металлоконструкций (56,5 процента) и "Форсаж" (58 процентов).

Полезные советы

Итак, вы решили поступить на курсы обучения вождению. На что стоит обратить внимание, как подобрать себе автошколу, чтобы потом не жалеть о выброшенных на ветер деньгах?

Во-первых, стоимость обучения не может быть слишком низкой (дальше мы приводим средние цены за обучение). Хорошее стоит дорого.

Во-вторых, настаивайте на заключении договора со школой. В нем должны быть оговорены права и обязанности обучающей организации и ваши. В случае нарушения школой условий вы сможете потребовать расторжения договора и возврата денег. В "качественной" школе обязательно есть образец типового договора.

В-третьих, все школы, вне зависимости от формы собственности, должны руководствоваться типовой образовательной программой, утвержденной в Минтрансе и ряде других высоких ведомствах: 206 часов теории плюс 32 часа вождения. Если пообещают научиться управлять "железным конем" всего за 20 часов, знайте: вы рискуете.

В-четвертых, поинтересуйтесь, на каких машинах вас будут учить. В авторитетных школах предложат авто классом не ниже "шестерки".

В-пятых, еще раз о деньгах. Уважающий себя инструктор по вождению денег в руки не берет. Все платежи проводятся через кассу учебного заведения.

Если вас обманули или вы недовольны качеством обучения, можете жаловаться в главное управление профессионального образования области, ведающее выдачей лицензий, или в ГИБДД. Однако, как показывает практика, занятие это почти бесполезное. Деньги вам скорее всего не вернут, права же применить какие-то санкции к проштрафившейся фирме у ГИБДД сегодня нет.

Что почем?

n Полный курс обучения в "качественной" автошколе с учетом вождения (32 часа) - от 2500 до 2700 рублей.

n Медицинская справка - 80 рублей.

n Фотографии на медицинскую справку и права - 25 рублей.

n Учебная литература - от 75 до 100 рублей.

n Экзаменационный сбор в ГИБДД - 50 рублей.

n Бланк водительского удостоверения - 180 рублей.

Итого стоимость водительского удостоверения в Челябинске "тянет" сегодня примерно на 3100 рублей. Естественно, "двоечникам", берущим дополнительные часы по вождению, права обойдутся дороже.