02-02-01
Анатолий ЛЕТЯГИН
Южноуральск
За фарфоровым заводом от вида березового леса дух захватывает. И хоть нынче зима особенная - деревья, кустарники и каждую тычинку она одела в белоснежные папахи и пушистые меха, но тут, на взгорье, оказываешься просто в фантастическом мире. Впору кинофильм по мотивам народных сказок снимать. Все дело в близости Южноуральской ГРЭС. Рядом с ней вода не застывает даже в лютую стужу, и ее площадь покрывает не один десяток гектаров. И чем морознее погода, тем плотнее над водой туман поднимается. Поэтому деревья над водохранилищем всю зиму стоят, густо опушенные изморозью. Вот и в этот утренний час - мороз за 20, вокруг густая туманная мгла и белая кипень деревьев. Из стылого тумана навстречу идут две женщины средних лет. В теплых шубах, шалях и в валенках. В руках несут по пухлой сумке. Без труда догадываюсь, что это возвращаются с водохранилища купальщицы. Идут неторопко, о чем-то беседуя, будто шествуют из городской бани, вдоволь нахлеставшись жаркими вениками.
- Температура воды сейчас самая подходящая для купания, примерно шесть градусов по Цельсию, - комментирует руководитель городской общественной организации здорового образа жизни Людмила Астахова.
Это с ее, Людмилы Владимировны, легкой руки в городе стало популярным зимнее купание. Для укрепления здоровья, убегания от болезней и пагубных привычек.
С крутояра, сквозь туманную дымку смутно виднеется белый берег. По тропке, вытоптанной в снегу, спускаются к темной воде две женщины. Останавливаются, оглядываются по сторонам, медленно раздеваются, укладывая на снег одежду. Раздевшись, на мгновение неподвижно замирают, будто вбирают в обнаженные тела невидимое солнечное тепло, и шагают в воду. За здоровьем.
Рыбоводы "Аквы" работают круглый год, но зимой - менее активно. Причин того несколько. Одна из них - с приходом морозов заметно снижается спрос на свежую рыбу. Потому что мелкие торговцы завалили рынки и уличные прилавки рыбой морской. Ну а вторая причина - обитатели садков, то есть подводной фермы, зимой мало едят, почти не растут и пребывают в полусне.
Со скользких металлических мостков садкового хозяйства рыбешек не увидишь - они темной массой стоят у дна в непрозрачной воде: карпята, толстолобики, буффало. Их здесь в пределах 400 тысяч голов. В каждой рыбке-сеголетке от десяти до двадцати граммов веса. Он не увеличится и к маю, так как мальки совсем не питаются. И лишь с наступлением весеннего тепла, "рассаженные" в другие садки, они начнут активный образ жизни, а года через три попадут на наши обеденные столы.
А есть еще садки, в которых "сидят" веслоносы, эти представители осетрообразных могут вырастать до семи метров в длину, как акулы. В "Акве" им, конечно, такая долгая жизнь не грозит, но до товарного веса вполне дотянут. Кстати, это стадо, что сейчас дремлет в зимней воде, южноуральские рыбоводы получили от собственных производителей. Два года назад в августе веслоносы чуть не погибли. От длительной и сильной летней жары стали бурно разлагаться фитопланктон и органика - погибли с большими трудами выращенные американские и русские осетры, а веслоносов удалось спасти. Где-то недалеко от них пережидают зиму канальные сомики, рыбка довольно вкусная, но очень уж теплолюбивая, поэтому не простая для разведения.
- Можно и не экспериментировать, выращивать тех же карпа и толстолобика. Надежнее и проще, но нельзя стоять на месте, - считает директор "Аквы" Анатолий Садовой. - Каждый цикл зимнего угнетения обязательно заканчивается, и начинается весеннее оживление. Что в природе, что в экономике.
К полудню густой туман ушел из леса и отступил от берега. Километрах в четырех-пяти отчетливо показались село Кичигино и белое поле водохранилища с множеством точек рыболовов-любителей. А тут, над теплой водой, туман, кажется, стал еще плотнее, превратившись в гигантское темное облако. Время от времени из него, будто выпущенные из пращи, стремительно вылетают дикие утки.
- По моим прикидкам, нынче осталось зимовать на водохранилище от 300 до 400 птиц, - говорит Анатолий Садовой. - В основном это кряквы, шилохвосты, чирки, есть и лысухи.
- Сменили адрес зимовки?
- Ослабленные особи, не успели подготовиться к отлету в южные страны, поэтому и остались, - объясняет Анатолий Васильевич. - Так каждый год, но к весне птицы доживают не все. С осени, часто вижу, их атакуют ястребы, даже орланы-белохвосты прилетали. Зимой со льда за ними охотятся хищные зверьки, хори, к примеру. Попадают в сети рыбаков. Да и корма в зимнем водоеме мало. Но выживают. Люди на них не охотятся.
- А не может случиться так, что эти птицы здесь же выведут потомство, которое уже не узнает, что такое осенний перелет на родину предков? - задаю, как мне кажется, чисто философский вопрос.
- В одном из научных журналов говорится, что у животных, оказавшихся в подобных условиях жизни, стираются в памяти инстинкты. Возьмите грачей, ворон, сорок и чаек - из лесов и с озер перекочевали в города и на городские свалки. Но это уродство, рано или поздно природа у себя наведет порядок.
То ли уродство, аномалия, то ли у всего живого проявляется жажда жизни. И поиск здоровья в ледяной воде, и экспериментирование в экономике - осмысленные попытки благополучнее жить. Это - у людей. У дикой природы - иначе лишь по форме.n
- Как этой зимой на водохранилище себя чувствуют его обитатели?
- Каких имеешь в виду - крылатых, рукастых или с плавниками? Все наслаждаются жизнью. Приходи, сам увидишь
(Из разговора с директором рыборазводной фирмы "Аква" Анатолием Садовым).