02-03-02


Наследницы Пандоры

Почему взрослые любят играть в куклы

В центральной детской библиотеке имени Горького Челябинска открылась выставка "Кукольная сказка".

Она примечательна тем, что на ней впервые сделана попытка проанализировать эволюцию любимой всеми игрушки, начиная от тотемов древности и заканчивая современной промышленной и авторской куклой. На выставке представлено более ста различных кукол, а также немало интересного сопутствующего материала - старых фотографий, открыток, предметов ушедшего быта, вызывающих легкую ностальгию.

Декорациями раздела, посвященного тряпичной кукле, служат старинная швейная машинка, когда-то модные шкатулки, пестрые лоскутки, которые обычно шли на изготовление текстильной куклы. Интерес к ней был особенно заметен в конце ХIХ века. Скорее всего это было связано с созданием первой отечественной мануфактуры в Сергиевом Посаде, который очень скоро стал кукольной столицей. Выглядели сергиево-посадские куклы так: головка в технике папье-маше, красивая одежда, тонкая талия и узкие клетчатые башмачки. Они так и назывались - куклы-талии.

У них были предшественницы - куклы Пандоры, существовавшие во Франции в ХVI веке и служившие своего рода трансляторами моды. На них и на их гардероб можно было подписаться, как на модный журнал. Потом "игрушечные" платья внимательно изучались и копировались во взрослом варианте. В этом смысле можно считать, что современная Барби - прямая наследница Пандоры.

Кукольные истории, о которых рассказывает выставка в библиотеке имени Горького, многообразны, как сама жизнь. И отношение человека к кукле не всегда было как к игрушке. Наши далекие предки относились к ней прежде всего как к талисману, оберегу. Например, кукла-зольница, для изготовления которой использовалась зола родного очага, была символом конкретной семьи, рода. Обычно такая кукла вручалась тому, кто покидал стены дома, и должна была оберегать его на чужбине.

Разделы выставки убеждают, что кукол можно делать из чего угодно - из глины, пластилина, текстиля, дерева, целлулоида, бутылочек, камешков и даже из шахмат. Между прочим, одна челябинка принесла на выставку целый гардероб для шахматных фигур - плащи, юбки, головные уборы, которые она сохранила еще со времен детства.

Инициатором и идейным вдохновителем выставки стала заведующая кафедрой академии культуры Ирина Андреева, собирательница кукол и исследователь этого феномена. Из более чем ста представленных на выставке кукол свыше восьмидесяти - из личной коллекции Ирины.

- Век куклы значительно короче, чем век человека, - говорит И. Андреева.- Они быстро стареют, выводятся из культурного оборота. Любая кукла старше 75 лет считается уже антикварной. О куклах-самоделках, изготовленных детскими руками, и говорить не приходится: они молниеносно создаются и также быстро утрачиваются, не ценятся и никак не исследуются. А на самом деле это богатейший материал, по которому можно судить о развитии и становлении личности, о культурологических тенденциях и о многом другом. Наша выставка - первая попытка посмотреть на куклу как на явление в нашей жизни.

Помимо кукол И.Андреевой на выставке можно увидеть работы Ирины Вейс, Натальи Колышкиной, 12-летней школьницы Тони Колеватовой, участников коллектива мягкой игрушки Дворца пионеров на Алом поле под руководством Светланы Аахметгареевой, а также театра моды "Любава".

Лидия ПАНФИЛОВА