02-03-04


Об итогах социально-экономического развития Челябинской области в 2003 году и задачах на 2004 год

Выступление губернатора Челябинской области, председателя правительства Челябинской области П.И. Сумина на заседании Законодательного собрания

Уважаемые депутаты Законодательного собрания!

Уважаемые участники сегодняшнего заседания!

В соответствии с Уставом области представляю вам комплексный доклад "Об итогах социально-экономического развития Челябинской области в 2003 году и задачах на 2004 год".

Этот довольно объемный документ вам роздан в брошюрованном виде, поэтому в своем выступлении прокомментирую основные тезисы.

В концептуальном плане главные итоги работы в прошлом году заключаются в следующем.

Во-первых, 2003 год стал одним из ключевых этапов в преодолении системного кризиса. Многое по-прежнему осложняет жизнь, но сегодня качественно изменился характер социально-экономической ситуации. Ее особенность - динамичное движение вперед.

Во-вторых, это движение вперед является объективным следствием того курса, который проводится на протяжении последних четырех лет и связан с именем президента.

В-третьих, в нашей области поступательность движения обеспечивается сбалансированным и комплексным развитием базовых отраслей, активным использованием рыночной конъюнктуры, успешным позиционированием предприятий на отечественном и мировом рынках, снижением административных барьеров и рядом других факторов.

В-четвертых, итоги минувшего года говорят, что движение вперед возможно только при ответственном диалоге общества, бизнеса и власти.

Именно этот диалог, совместные усилия по преодолению проблем обеспечивают на сегодняшнем этапе тот позитивный фон, в условиях которого развивается реальный сектор экономики Челябинской области.

Таким образом, налицо диалектическая формула преодоления и развития, которая должна всегда быть в основе объективных, а не конъюнктурных процессов.

Почему я об этом говорю? Потому что находятся комментаторы, льющие "крокодиловы слезы" по поводу того, что область до сих пор остается металлургической. Она, дескать, выживает за счет тяжелых отраслей, поэтому надо разбалансировать структуру реального сектора экономики, развивать что-нибудь другое. Я не против и другого! Но как это сделать, такие люди не предлагают.

С другой стороны, почему мы должны искусственно сдерживать развитие базовых для Южного Урала отраслей, если они и кормят область, и, как локомотив, тянут вперед другие отрасли? Челябинская область была, есть, еще долгое время останется, образно говоря, "стальным сердцем" России.

То, что наши базовые отрасли развиваются динамично, говорит о том, что пока именно они имеют возможность адаптивно реагировать на мировую и внутреннюю экономическую ситуацию.

Во многом благодаря им темпы экономического роста в нашей области в целом выше, чем в среднем по России. В объеме промышленной продукции рост по стране составил 7 процентов, у нас - 9.

Совокупный реальный экономический рост после кризиса 1998 года в целом по стране достиг 38 процентов, по нашей области - 48.

Экономическое развитие такими темпами позволит области достичь удвоения за десять лет внутреннего регионального продукта. Эту задачу поставил президент страны Владимир Владимирович Путин.

Увеличивается количество предприятий, которые активно модернизируют производство. В их числе "ММК", "Мечел", ЧТПЗ, комбинат "Магнезит", электролитный цинковый завод, КМЭЗ, "Южуралзолото", Челябинский электродный завод, ГП "Прибор", "Теплоприбор" и другие.

Реальные результаты получены от проектов, направленных на оптимизацию производственной структуры. К примеру, в результате создания холдинга на базе ММК с участием калибровочного и метизно-металлургического заводов прибавилось более 1000 рабочих мест. Объемы производства у калибровщиков увеличились в 2,3 раза, у метизников - на 73,3 процента.

Таких примеров становится больше.

Мы сегодня близки к стабилизации положения в угольной отрасли, где реструктуризация и энергичный подход менеджеров "Челябинской угольной компании" позволили на 9,6 процента увеличить объемы добычи угля, решить проблемы с выплатой долгов по зарплате, повысить производительность и на ее основе - оплату труда.

Довольно эффективная совместная работа органов власти и специалистов проведена по оживлению дел на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Несмотря на практически прежний уровень госзаказов и тяжелый груз мобилизационных мощностей, в ВПК увеличились объемы производства, численность работающих, повысилась заработная плата.

Мы сумели сохранить оборонку в интересах безопасности России. Мы сумеем и эффективно использовать потенциал оборонного комплекса в интересах области.

И это уже происходит. Так, промышленная группа "Метран" разрабатывает технологии и продукцию, которые обладают высокой конкурентной способностью на мировых рынках. Здесь достижения фундаментальной науки переводятся с военной плоскости на гражданскую.

Не случайно мировой лидер по разработке и производству систем управления и оборудования для автоматизации технологических процессов американская корпорация Эмэрсен решила реально финансировать внедрение инновационных технологий на "Метране".

В определенной степени положительно можно оценить ситуацию в легкой промышленности, где наблюдается существенный рост в кожевенно-меховой, обувной и в текстильной отраслях.

Таким образом, в целом промышленность области работала в минувшем году удовлетворительно.

Какую в этом роль сыграла промышленная политика Законодательного собрания и правительства? Как мы влияли на ситуацию в реальном секторе экономики?

Во-первых, все принятые областные законы, постановления и распоряжения, координирующие процессы в реальном секторе экономики, исходили из интересов дела и наших производителей. В этом плане обе ветви власти тесно сотрудничали с руководителями предприятий и акционерных обществ, с ПромАсс и СПП, с Ассоциацией предприятий малого и среднего бизнеса, с Торгово-промышленной палатой, с профсоюзами, с главами муниципальных образований.

Во-вторых, мы оказываем прямую и непосредственную помощь предприятиям в продвижении их продукции на новые рынки, в расширении сотрудничества с крупнейшими российскими и зарубежными потребителями.

Об эффективности принятых мер можно судить по внешнеторговому обороту, который возрос на четверть и составил 3 миллиарда 464 миллиона долларов.

В-третьих, при проведении промышленной политики мы плотно опирались и будем опираться на высокую отдачу внутриобластной кооперации и территориального заказа.

По областному заказу на металлопродукцию объемы поставок в прошлом году были увеличены в 1,4 раза. Поставлено 1 млн. 262 тысячи тонн металлопроката.

В текущем году прогнозируется увеличение объема на 50 процентов. Это свидетельствует о том, что процессы развития интенсивно идут и в других отраслях.

Впервые сформирован и реализован заказ на уголь и цемент. Есть необходимость приступить к формированию областного заказа на большую группу изделий машиностроительных предприятий.

С целью построения системы стабильных гарантированных расчетов между сторонами кооперации в ней будет участвовать и финансовый капитал коммерческих банков.

Новый импульс кооперация получит с организацией модульной сборки электровозов на Челябинском электровозоремонтном заводе. Здесь при участии ОАО "Российские железные дороги", многих малых и крупных поставщиков планируется выпускать не менее 100 электровозов в год.

Конечно, в промышленности осталось много нерешенных проблем и немало самих проблемных предприятий. В ряде отраслей не удалось переломить негативные тенденции.

В основе отставания лежат как объективные, так и субъективные факторы. Их суть - в технологической отсталости, в уменьшении объемов и снижении долгосрочности заказов, а в ряде случаев и в отсутствии грамотной маркетинговой, сбытовой политики.

Тем не менее перспективы, например машиностроения, не следует рассматривать исключительно в пессимистическом тоне. В нынешнем году удастся сохранить здесь объемы производства, а с 2005 года машиностроение сможет выйти на ежегодный рост в 8-9 процентов.

Будет проведен анализ возможностей и потенциала предприятий-аутсайдеров, особенно имеющих градообразующий характер, с целью укрепления их финансового положения и модернизации производства. Основа - индивидуальный подход и внедрение практики участия кризисных предприятий в интеграционных процессах с мощными компаниями. Как, например, в случае с созданием холдинга на базе ММК или экономического патронажа КМЭЗа по отношению к ЗАО "Карабашмедь".

На базе принятого в прошлом году закона "О промышленной политике" начнется реализация комплексного плана поддержки машиностроительного и оборонно-промышленного комплекса области. Будут предприняты и другие шаги практического характера с тем, чтобы в текущем году рост внутреннего регионального продукта превысил прогнозные 7 процентов.

В розданном вам докладе сделан подробный анализ ситуации в других отраслях реального сектора экономики, перечислены меры, которые будут приняты для того, чтобы и здесь закрепить позитивные результаты.

Например, анализ работы агропромышленного комплекса показывает, что он также преодолевает системный кризис, который его чуть не похоронил.

Село по определению не может погибнуть, в том числе с голоду, если его сознательно не разрушать. А вольные или невольные попытки такого варварского разрушения предпринимались на всем протяжении реформ.

Сегодня вырисовываются контуры постреформенного села. Валовая продукция сельского хозяйства с 2000 года выросла почти вдвое, достигнув 22 миллиардов рублей.

По сравнению с 2002 годом рост составил 14,4 процента. Собрано 1 миллион 650 тысяч тонн зерна. В текущем году планируется этот результат значительно превзойти.

Увеличились поголовье и продуктивность птицы. Сейчас область производит более 38 тысяч тонн мяса птицы в год, или в три раза больше, чем в 1997 году. В ближайшие 2-3 года планируется производить 50 тысяч тонн мяса птицы.

Молока в прошлом году надоено 622 тысячи тонн - на 7,6 процента больше. Удой на одну фуражную корову возрос на 475 кг и составил 2551 кг. А в 1997 году средний удой составлял 1700 кг. В этом году планируется выйти на 3000-й надой от одной коровы.

АПК получило по лизинговым схемам 202 зерноуборочных комбайна и 732 единицы другой техники. Ее поставки увеличатся.

В прошедшей уборочной кампании участвовало более одной тысячи новых комбайнов, 300 широкозахватных жаток, изготовленных на предприятиях области.

Из областного бюджета по всем каналам было инвестировано в село 1 млрд. 680 млн. рублей, а общий объем инвестиций составил 2 млрд. 312 млн. рублей.

Помощь сельским хозяйствам мы будем наращивать и впредь.

Сейчас главное - завершить подготовку к весенне-полевым работам.

Безусловно, системное развитие реального сектора экономики напрямую зависит от капитальных вложений и от инвестиционного климата.

Что мы имеем здесь?

Объем российских инвестиций в основной капитал составил в прошлом году 34,1 млрд. рублей. Объем иностранных инвестиций - 1,029 млрд. долларов США и вырос почти на 30 процентов.

Это и ряд других существенных факторов позволили области получить долгосрочный кредитный рейтинг А1(rus) и краткосрочный рейтинг категории RUS-1.

Что они значат?

Во-первых, оба показателя - самые высокие в рейтинговых категориях.

Во-вторых, они представляют комплексную оценку способности областных органов власти к полному и своевременному выполнению долговых обязательств с учетом прогноза возможных изменений социально-экономической среды.

В строительстве тенденция устойчивого роста в прошлом году сохранялась. Только из средств областного бюджета на капстроительство выделено 1 млрд. 314 млн. рублей, или на 72,3 процента больше 2002 года.

Введено в строй несколько десятков крупных промышленных объектов. Построено 6 школ, 5 больниц, 2 детских сада, стадион на 5 тысяч мест, реконструирован железнодорожный вокзал в областном центре, достроено 210 объектов-долгостроев (незавершенка за год сократилась на 21,6 процента).

Дорогами общего пользования соединены 13 населенных пунктов, а всего сооружено 40 км новых автодорог, 570 погонных метров мостов и путепроводов. Отремонтирован 151 км автодорог.

В этом году на строительство и содержание дорог выделяется 2 миллиарда 441 миллион рублей, что несколько больше 2003 года.

В целом в текущем году на капитальное строительство будет направлено не меньше средств.

Мы в основном завершим благоустройство областной больницы, строительство областного краеведческого музея, центра дзюдо, ледового дворца, ремонт областной филармонии.

Построим и реконструируем несколько школ. Будут сданы в эксплуатацию 6 объектов здравоохранения, в том числе онкологический и противотуберкулезный диспансеры в Магнитогорске, поликлиника в Троицке и другие объекты социального назначения. Ведется в области строительство 70 спортивных объектов.

Серьезное внимание будет уделяться жилищному строительству. В прошлом году жилой фонд увеличился на 737 тысяч квадратных метров. В этом году объемы возрастут. Дополнительно выделено из областного бюджета 250 млн. рублей на строительство жилья, но жилищная проблема остается острой.

Не имеет собственного жилья более 130 тысяч семей. Слабо идут расселение и снос ветхого и ветхоаварийного жилья. Проблемой остается жилье в санитарно-защитных зонах. А его в области - 1,2 млн. квадратных метров.

Мы видим серьезный резерв в ипотеке. В прошлом году, с создания ипотечного агентства, дан неплохой старт. В этом году уставный капитал увеличился с 8 до 108 млн. рублей, планируется за счет ипотечных схем получить уже в текущем году 1000 квартир.

Но власть не сможет решить жилищную проблему, если к этому делу не подключатся ресурсы предприятий, организаций и самих нуждающихся в жилье.

Социально ориентированная политика бизнеса и предпринимательства - это не только и не столько спонсорство, это и корпоративное строительство такого жилья, которое при системе льгот может приобрести нуждающаяся семья работника предприятия или организации.

Социально ориентированная политика требует серьезных усилий по развитию инфраструктуры, связи, транспортных и коммунально-бытовых услуг.

В докладе дается подробный анализ работы органов власти и субъектов хозяйствования в этом направлении. Повторю лишь несколько фактов.

На модернизацию ЖКХ и его подготовку к зиме было выделено из областного бюджета 755 миллионов рублей. Создан комитет "Единый тарифный орган Челябинской области".

Однако ЖКХ остается самой больной системой инфраструктуры.

В прошлом году фактически сложившийся уровень платежей граждан составил 79,6 процента, а уровень расходов граждан на оплату ЖКХ в совокупном доходе семьи - 19,3 процента.

Объем жилищных субсидий мы увеличили до 634 млн. рублей, что в 2,8 раза больше предыдущего года. В этом году он тоже значительно возрастет.

Правительство области продолжит реализацию программы газификации. За шесть последних лет она позволила улучшить условия труда и быта 475 тысячам южноуральцев.

В этом году на газификацию только из областного бюджета выделено 400 млн. рублей. Планируется построить 551 км газопроводов и газовых сетей и дать газ более чем 34 тыс. квартирам и домам, 28 муниципальным котельным. Будет сдан в эксплуатацию магистральный газопровод высокого давления и ГРС к г. Нязепетровску. По газопроводу Троицк - Октябрьское газ должен прийти в первый в Октябрьском районе населенный пункт - село Подовинное. Мы планируем в текущем году подать газ в Верхнеуральск.

Развитие получит пассажирский транспорт, который, как и предприятия грузового транспорта (включая железную дорогу), работает уверенно. Значительные средства будут освоены предприятиями связи, прежде всего "Уралсвязьинформом".

По-прежнему приоритетным делом будет развитие малого бизнеса. В прошлом году он увеличил объемы продукции и услуг на 20 процентов, дополнительно создал 23 тысячи рабочих мест. Малый бизнес уверенно становится социально и экономически значимой силой.

В текущем году областной бюджет продолжит компенсацию процентной ставки по банковским кредитам субъектам малого бизнеса. Для финансирования инновационных проектов и поиска инвесторов будет создан Южно-Уральский венчурный фонд. Мы ожидаем, что объем продукции предприятий малого бизнеса возрастет с 25 млрд. до 33 млрд. рублей.

Уважаемые депутаты! Меры, намеченные на текущий год по развитию всех сфер реального сектора экономики, в совокупности положительно скажутся на формировании областного бюджета.

О повышении качества управления бюджетными средствами говорят многие показатели, в том числе результаты проверки Счетной палаты. Она подтвердила, что в области обеспечен жесткий контроль целевого расходования денежных средств.

Проводились обследования в рамках проекта Международного банка развития и реконструкции. Консультационная компания "ПАКК" признала, что регламентация системы финансирования в Челябинской области может быть использована как элемент лучшей практики в России.

В бюджетном плане год прошел успешно. Поступления в консолидированный бюджет области выросли на 39,6 процента.

Все дополнительные средства направлены на решение областных проблем, проблем людей.

На оказание только финансовой помощи городам и районам дополнительно направлено более 3 млрд. рублей. Пожалуй, впервые в более полном объеме профинансирован федеральный Закон "О ветеранах", на общую сумму 1 млрд. 58 млн. рублей.

На 33 процента повышена заработная плата работникам бюджетной сферы. Погашена многолетняя задолженность по детским пособиям. Она составляла более 1 млрд. рублей.

В розданном вам докладе подробно расписаны направления расходования бюджета 2004 года.

Работа по его наполнению и по бюджету 2005 года будет проходить в менее благоприятных условиях.

Во-первых, увеличиваются затраты предприятий, а значит, сократятся доходы.

Во-вторых, в связи с отменой ряда налогов выпадающие доходы придется восполнять собственными силами.

В-третьих, проблемы формирования дополнительных доходов бюджета возрастут в связи с тем, что в следующем году финансирование целого ряда направлений, в том числе детских пособий, льгот ветеранам труда, противопожарной и ветеринарной службы, будет передано с федерального на областной уровень.

С территориального же уровня будет передана реализация полномочий по содержанию школ-интернатов, домов ребенка, детских домов, по обеспечению учебного процесса в школах. Предварительные расчеты говорят, что в целом расходы возрастут на 6,7 млрд. рублей. Источники же придется изыскивать области самостоятельно.

Предстоит и серьезный анализ и изменение законодательных актов о разграничении полномочий между уровнями бюджета.

В основе политики социальной защиты населения в минувшем году была борьба с бедностью, поддержка ветеранов, пенсионеров и инвалидов. В объеме расходов бюджета на эти цели было выделено средств из всех источников на треть больше, чем в 2002 году.

Среднемесячный денежный доход на душу населения вырос на 24,5 процента, реальная зарплата увеличилась на 10,4, за вычетом инфляции. Это позволило снизить удельный вес граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума с 24 до 18 процентов.

О реальном росте доходов населения говорят ситуация на потребительском рынке и оборот розничной торговли.

По сравнению с 2000 годом на 20,6 процента с расчетом на душу населения увеличилось потребление мяса (56,1 кг), на 15,5 процента - рыбы и рыбопродуктов, на 11,5 - яиц, на 4,2 - молока и молочных продуктов, на 25 процентов - растительного масла, на 29,6 процента - фруктов. Несколько снизилось потребление мучных изделий и картофеля.

Конечно, область живет не без проблем. Их много. Сотни тысяч наших земляков живут в нужде. Им не хватает средств на самые неотложные нужды.

Борьба с бедностью остается нашей главной социальной задачей.

В сфере образования и науки есть существенные достижения. Уровень получаемых знаний в школе и вузах достаточно высок, о чем говорят победы наших школьников и студентов в олимпиадах и конкурсах. Ученым, студентам выделяются гранты и стипендии области. Завершена компьютеризация средних школ, в Магнитогорске открыт крупнейший в регионе центр интернет-образования. Восстанавливается система дошкольного образования.

Но и здесь возникают все новые и новые проблемы. Прежде всего, это доступность образования и неоднозначные последствия внедрения новых образовательных технологий.

В текущем году поставлена задача по-новому подойти к решению проблем здравоохранения и экологии.

Финансовые ресурсы увеличиваются. В прошлом году, например, на нужды здравоохранения израсходовано за счет средств бюджета и фонда обязательного медицинского страхования 6 млрд. 686 млн. рублей. За два года увеличение составило в 1,7 раза, но уровень претензий у людей не снижается.

Во-первых, не прекращаются безобразия с отказом предоставления бесплатных услуг, хотя при коммерческом обслуживании зачастую используется оборудование, приобретенное на бюджетные деньги.

Во-вторых, мы видим, как в стране в целом и в области культивируется медицина больных.

Не медицина здоровья, а медицина больных людей, которых с помощью агрессивной и, надо прямо сказать, часто жульнической рекламы завлекают "чудодейственными" лекарствами: "Не-старином", "Нет-артрозом", "Не-грустином" и т.д.

Наша область считается заметной в пропаганде здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта. Мы строим много спортивных объектов, нам доверили провести первую зимнюю Спартакиаду учащихся России, которая откроется завтра.

Но, как и в целом по стране, у нас показатели смертности населения превышают показатели рождаемости.

Продолжительность жизни у мужчин - 57-58 лет, у женщин - 68-70. Главная причина преждевременной смертности - сердечно-сосудистые заболевания.

Две недели назад я встречался с ведущими кардиологами России. Они высоко оценили в Челябинской области работу по формированию здорового образа жизни в целом и по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний в частности. Особенно отмечен и рекомендован к распространению опыт "Областной школы общественного здоровья".

Решено в этом году принять специальную "Программу по профилактике преждевременной смертности". Думаю, что она могла бы реализовываться в рамках областного движения "За долголетие".

Эту идею можно было бы и закрепить в законе "О здравоохранении в Челябинской области".

Движение "За долголетие" - общая задача власти, трудовых коллективов, профсоюзов, бизнеса, общественных, молодежных, политических, религиозных организаций, всего населения области.

В текущем году мы будем особое внимание уделять плодотворному сотрудничеству со средствами массовой информации, с профсоюзами, ветеранскими, молодежными и другими организациями, с национально-культурными центрами и конфессиями. В том числе в вопросах развития культуры, экологического сознания, духовности, нравственности, патриотизма.

Предстоит много сделать в укреплении материально-технической базы правоохранительных органов, с тем чтобы повысить безопасность граждан. Работа будет вестись в соответствии с областной программой "Усиление борьбы с преступностью на 2004-2006 годы".

Уважаемые товарищи! Время диктует движение вперед, и нам надо максимально использовать сегодняшний этап экономического, социального, наконец, политического возрождения России.

В истекшем году вы, уважаемые депутаты, рассмотрели 77 областных законопроектов. 32 из них было представлено вам в качестве законодательной инициативы губернатора. Они касались вопросов, связанных со здравоохранением, экологией, поддержкой правоохранительных органов, малообеспеченных граждан и инвалидов.

Приняты законы об областной награде "За заслуги перед Челябинской областью", о звании "Почетный гражданин Челябинской области".

Область достойно отметила свое 70-летие. Впереди у нас подготовка к 60-летию Великой Победы.

В ее рамках нам надо будет уделять, и мы это сделаем, особое внимание как ветеранам Великой Отечественной войны, так и ветеранам тыла.

Я искренне благодарю вас, уважаемые депутаты Законодательного собрания, за ваши труды и конструктивное сотрудничество с правительством области!

Когда читаешь интернет-сообщения о "войнах" (в кавычках) в представительных органах власти отдельных субъектов РФ, невольно думаешь, насколько они далеки от интересов избирателей.

Ваша же работа оценивается как высоко ответственная, подлинно профессиональная законотворческая деятельность в интересах жителей области, в интересах России.

Искренне благодарю трудовые коллективы и руководителей предприятий всех отраслей, представителей бизнеса и предпринимательства, глав городов и районов за тот вклад, который они вносят в развитие области.

Впереди много дел, много первоочередных задач.

Не сомневаюсь, мы решим их. Вместе с тружениками промышленности, сельского хозяйства и других отраслей. Вместе с учителями, врачами, учеными, работниками культуры.

Благодарю за внимание