02-03-05


"Мужество, творящее историю"

Объявляем молодежный творческий конкурс к 60-летию Победы

Почти 60 лет прошло с тех пор, как завершилась Великая Отечественная война. Неузнаваемо изменилась наша жизнь, другим стал человек, время неумолимо идет вперед, но до сих пор мы вспоминаем события огненных лет.

Областной молодежный творческий конкурс-викторина "Мужество, творящее историю" посвящен 60-летию Победы. Он объявлен областной юношеской библиотекой, министерством культуры Челябинской области, министерством образования и науки области, газетой "Челябинский рабочий", областным советом ветеранов войны и труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов. Конкурс будет проходить в два тура. Первый тур - "Слова, пришедшие из боя" - литературный: на знание лучших художественных произведений о Великой Отечественной войне. Во втором туре - историческом - речь пойдет о людях, которые воевали на фронтах или героически трудились в тылу, о событиях этой войны.

Надеемся на активное участие, в первую очередь, молодых людей.

Принимаются не только индивидуальные, но и коллективные ответы (от класса, группы, семьи). Ответы направляются по адресу: 454084, г. Челябинск, Свердловский пр., 41. Областная юношеская библиотека. На конкурс. Ответы принимаются до 28 марта 2005 г. по почтовому штемпелю.

Победители конкурса получат призы:

1-е место - телевизор от министерства культуры и областной юношеской библиотеки.

2-е место - музыкальный центр LG c проигрывателем для CD от газеты "Челябинский рабочий".

3-е место - музыкальный центр от министерства образования и науки области.

Специальный приз ждет самого молодого участника - путевка в детский оздоровительный центр "Орленок" на Черном море. Этот подарок - от министерства образования и науки.

Наиболее активных участников ждут поощрительные призы.

Призы будут вручаться в областной юношеской библиотеке на празднике, посвященном 60-летию Победы.

Желаем всем победы!

Вопросы I тура "Слова, пришедшие из боя":

1. Об этих писателях-фронтовиках А.Т. Твардовский писал: "Выше лейтенантов не поднимались и дальше командира полка не ходили: и видели пот и кровь войны на своей гимнастерке". О каких авторах говорил поэт и как называется их проза?

2. С детства всем знаком рассказ А. Гайдара "Чук и Гек". Но есть другое произведение, героев которого тоже зовут Чук и Гек. Они смогли донести до линии фронта просьбу о помощи от отряда партизан, оказавшегося в окружении. Ценой жизни одного из них партизанский отряд был спасен. Кто они и в каком рассказе нашего земляка описаны эти события?

3. Двум влюбленным война оставила только одну возможность проявить свои чувства: перекликаться шифрованными позывными. Их позывные стали названием повести. Современников эта история поразила необычайной правдивостью и нежностью. Замысел ее у писателя-фронтовика появился еще во время войны. А в 1949 году по повести был снят фильм, который четыре года ждал выхода на большой экран. В 2002 году произведение экранизировано во второй раз. Какое слово было позывным и кто автор повести?

4. Кто из писателей начал воевать в составе штрафной роты командиром взвода пешей разведки, а закончил войну в звании Героя Советского Союза? Выполняя задания командования, он участвовал в захвате 79 "языков".

5. Он писал стихи, но не считал себя поэтом. Слово "поэт", обращенное к нему самому, он впервые услышал по-немецки. "Dichter" назвал его гестаповец в Дортмунде, когда у него, бежавшего из плена, при обыске нашли записную книжку со стихами. Он был узником фашистских концлагерей, в том числе и Бухенвальда. Война для него закончилась вооруженным восстанием заключенных концлагеря. О каком уральском поэте идет речь?

6. У этого писателя была феноменальная память. Он помнил все обозначения высоток, вокруг которых шли бои, номера воинских частей, нормы довольствия, приказы Верховного главнокомандующего - и это по прошествии полувека! Почти все его произведения экранизированы. Писатель награжден дипломом ЮНЕСКО "За выдающийся вклад в развитие мировой литературы". Один из его романов о войне назван шедевром мировой литературы XX века. Назовите имя писателя и роман.

7. Почему этот литературный герой получал отличные отзывы о своей службе не только от советского командования, но и от вермахта? О ком идет речь?

8. Он прошел боевую школу под Ржевом. Много лет спустя в своих воспоминаниях написал: "Ночами приходили ко мне ребята моего взвода, крутили мы самокрутки, поглядывали на небо, на котором висел "костыль". Кто этот писатель, и о каком "костыле" идет речь в его воспоминаниях?

9. Подвиг этого человека описан в известной повести. В Австралии его именем названа ежегодная международная премия. Она вручается людям, выжившим в экстремальных условиях. В России в его честь тоже учреждена международная премия - "За волю к жизни".Как фамилия этого человека, какой подвиг он совершил и в каком произведении о нем рассказано?

10. Творческое задание: "Книга о войне, которую я советую прочитать своим друзьям". Назовите произведение и обоснуйте свой выбор.