02-04-04


Фасады вокруг нас

Мы не всегда сознаем свое общение с архитектурой

Я ничего не открою, сказав, что мы, все без исключения горожане да и сельчане, воспринимаем архитектуру помимо своей воли. Или, зайду с другой стороны, архитектура воздействует на нас через какой-то канал в нашем сознании, о чем мы и не подозреваем. Впрочем, какие-то смутные эмоции, плюсовые или минусовые, мы в себе ощущаем, но не относим их к влиянию архитектуры.

Меня, например, "беспокоило" то, что здание на улице Елькина, в котором некогда располагалась Сов-партшкола, а теперь суд Советского района, почему-то казалось "мягким". Надо было однажды остановиться и приглядеться, чтобы найти причину. А она - в рустах.

Архитектура этого здания, построенного по проекту известного архитектора Ф. Серебровского, достойна отдельного разговора, но на сей раз я ограничусь только рустами. Русты - это горизонтальные и вертикальные линии, которыми штукатурка фасада делится на каменные блоки. Обычно эти блоки не соответствуют истинной кладке, они ее имитируют. Здание Ф. Серебровского создает впечатление мягкости рустами двух нижних этажей: они выглядят подушечками.

Иначе вытянуты русты здания архитектора М. Мочаловой, которое расположено на улице Цвиллинга. Оно принадлежит институту путей сообщения. В простенках первого этажа рустами выдвинуто четыре "камня", а сама стена тоже рустована, но очень тонко. Кстати, выше первого этажа поднимаются пилястры, украшенные частыми каннелюрами (их еще называют ложками). В архитектуре этого здания - изысканная строгость.

Третий пример "теплой" архитектуры - здание на улице Воровского, в котором размещается военкомат Советского района. Глядя на это в общем-то "рядовое" здание в два этажа из окна троллейбуса, который тут останавливается, я всегда удивляюсь тому, как любовно архитектор, к сожалению, мне неизвестный, украсил окна. Попробую объяснить. Сандриком называется короткий карниз, обычно располагаемый "бровью" над окном, а неизвестный мне архитектор сандрик над окном первого этажа поднял высоко, на место подоконника окна на втором этаже. Сандрик стал принадлежностью двух окон сразу: он ближе к окну второго этажа, но рамка связывает его все-таки с нижним окном. Остается прилепить гирлянду с лучистой звездой над нижним окном и пять стилизованных балясин под ним, чтобы скучный фасад сделать веселым.

Мы живем среди архитектуры, даже если не замечаем ее.

Михаил ФОНОТОВ