02-06-01


"Есть всюду свет..."

В российскую хрестоматию "Человек в тоталитарном обществе" вошли стихи журналистки "Челябинского рабочего" 30-х годов Елены Владимировой

На днях попалась мне на глаза любопытная статья замечательного журналиста Вадима Куфельда, по мнению которого, например, я - по возрасту - отношусь к поколению "дворников и сторожей", к ним примыкают также комсомольские активисты и фарцовщики. Более старшее поколение - ностальгическое, младше моего - поколение потерянное. А внуки моих сверстников автором отнесены к эрзац-поколению.

Сегодня этим, торопящимся глотать все подряд - от масс-культуры до интернетовских крутых игрушек, - 14-25 лет.

Они, не зашоренные идеологией, склонные к постоянному обновлению, - отличный материал для лепки. Правда, и невооруженным глазом видно, что в них не хватает гуманитарности. Так что сотворить из поколения "эрзац" что-то путное - дело умного и грамотного гончара. И не одного:

А что "лепит" из них школа? Не хочу уподобляться ворчунам, валящим всю вину за бесчувственность и бездумность молодых людей только на одну школу, но образовывает и просвещает она откровенно слабо. Грамматике, арифметике и другим, достаточно осязаемым знаниям с формулами и четкими понятиями, она, конечно, учит. Но как мало выпускников средней школы могут честно сказать: уроки литературы пробудили во мне жажду чтения. И на уроках музыки детей не учат главному - слышать и понимать музыку. И после полного курса предмета рисования они вряд ли отличат Репина от Рубенса.

Еще хуже обстоит дело с историей. В популярном "Учебном справочнике учащихся" издательства "Дрофа", рекламируемом министерством образования, на полном серьезе утверждается, к примеру, что фашистам мы не дали по носу в 41-м только из-за слишком большой доверчивости гитлеровским обещаниям Сталина. Ну не циники ли наши ученые дяди! И это в наше время, когда общеизвестно и про агрессивные устремления обоих сатрапов, и про их соглашения о сферах влияния на Балтии и в Восточной Европе, и про предательство Сталиным Польши, и про расстрел польских офицеров под Катынью, который своей жестокостью поразил даже немцев, проведших первыми эксгумацию останков.

В толстенном томе нет и намека на то, что, освобождая из-под Гитлера восточные страны, советское государство только начинало захватническую войну. И если бы не нападение с востока Японии, российская империя дошла бы до границ Франции, а то и дальше.

Такое ощущение, что эти ученые всеми силами стараются не допустить того, чтобы из нового поколения выросли сознательные граждане, понимающие истинные причины сегодняшних бед России. Они разрушают историю, убивая связи между прошлым, настоящим и будущим.

В довершение я заглянула в "Граждановедение" Я. Соколова для пятых классов. Более бесполезный учебник трудно сыскать. Чего стоит, к примеру, задание учащимся - представить, что было бы, если бы Пушкина на дуэль вызвал Дантес? К какому постулату морали или к какой статье Уголовного кодекса РФ имеет отношение сей, навеянный не иначе как больным воображением, вопрос? А в главе о защите прав человека автору, видимо, с немалым трудом вспомнился лишь один борец за счастье народное, и тот из прошлой эры - Спартак. Ну, конечно, Великий гражданин планеты А.Д. Сахаров, ныне живущие правозащитники и активно борющиеся за права человека для Я. Соколова - не в счет.

К счастью, в последние годы появились более честные и более "просвещенные" книги. Жаль только, что они не всегда доступны нашим школьникам. Одну из них - "Есть всюду свет:" (Москва "Возвращение", 2000) я и держу в руках. Это хрестоматия для старшеклассников. Тема хрестоматии: "Человек в тоталитарном обществе". Ее составитель Семен Виленский - поэт, исследователь эпохи тоталитаризма. Он известнейший человек среди ученых-историков мира. Семен Самуилович имеет моральное право на такую книгу, ибо он сам прошел лагеря и участвовал в восстании зэков НорильЛАГа.

И это неправда, что жестокости и кровавому террору большевиков и коммунистов в совдепии никто не сопротивлялся. Составитель хрестоматии приводит отрывок из открытого письма совнаркому СССР великого физиолога, лауреата Нобелевской премии академика И. Павлова. "Вы напрасно верите в мировую революцию, - предупреждал он руководителей страны еще в 1934 году. - Вы сеете по культурному миру не революцию, а с огромным успехом фашизм. До Вашей революции фашизма не было. Все остальные правительства не желают у себя то, что было и что есть у нас, и, конечно, вовремя догадываются применить для предупреждения этого то, чем пользовались Вы, - террор и насилие".

Еще раньше, 22 сентября 1920 года, честнейший человек и писатель Владимир Короленко писал министру большевистского правительства Анатолию Луначарскому: "Правительства погибают от лжи: Может быть, есть еще время вернуться к правде, и я уверен, что народ, слепо следовавший за вами по пути насилия, с радостью просыпающегося сознания пойдет по пути возвращения к свободе. Если не для вас и не для вашего правительства, то это будет благодетельно для страны и для роста в ней социалистического сознания".

Разве эти мысли, рожденные в муках и страданиях за свой народ, могут оставить нас равнодушными? Особенно сейчас, когда тоталитаризм так и не стал для государства пройденным этапом. "Хаос в обществе и умах, безработица, коррупция, разгул криминала, нищета - все это вместе с ущемленным чувством национального достоинства порождает у многих ностальгические чувства по прошлой, пусть несвободной, убогой, но привычной, регламентированной жизни. Возникла тоска по сильной руке. Одни говорят: "Сталина на них нет". Другие: "Нужен российский Пиночет, диктатор, только он наведет в стране порядок".

Не приведи, Господь, еще раз наступить на те же грабли:" (С. Виленский).

И тут на ум приходит формула, вероятно, когда-то у кого-то прочитанная: не каждый, живущий в одно и то же с нами время, является нашим современником.

Слышали ли, к примеру, нынешние школьники о восстаниях политзэков в 50-е годы, в том числе о кенгирском восстании? Александр Солженицын (его отрывок из "Архипелага ГУЛАГа" приведен в хрестоматии), обращает внимание на количество погибших в Кенгирском лагере - 700 человек. Школьники об этих событиях не знали и не знают до сих пор. Хотя даже самый средний ученик обязательно расскажет о "кровавом" воскресенье 9 января 1905 года, когда было убито около 100 человек. Как правило, все имеют представление о том, что в 1912 году всю Россию потрясли расстрелы на Ленских приисках. Было убито 270 человек, ранено 250. А вот 700 кенгирских заключенных история списала со счетов. Видимо, история - не песня, из которой слова не выбросишь. Между тем большую часть не участвовавших в восстании раздавили танками, которые власти направили на бараки для устрашения.

А спустя восемь лет другие танки давили уже безоружную толпу новороссийцев. И опять почти 30 лет молчания. Потом наступила очередь бакинцев. Еще спустя годы были пущены в ход саперные лопатки в Тбилиси. Затем начались ковровые бомбежки в Грозном:

Читаю статью Михаила Геллера "О голоде, хлебе и советской власти" и вспоминаю очерк директора Челябинского центра историко-литературного наследия Владимира Боже о причинах голода на Урале, инспирированного советской властью.

Тогда же голодающей России пришла на помощь американская благотворительная организация АРА. Действовала она и в нашем уезде. Были открыты десятки столовых для голодающих; американской чечевицей, сахаром, мукой кормили в больницах, переполненных умирающими. Но не так давно в одном многотиражном издании читаю: "Американцы под видом помощи молодой республике вели подрывную деятельность в России". Словно в современную историческую справку кто-то вписал слова из приговора ОГПУ 20-х годов.

О многом думается при чтении хрестоматии. Особо греет страничка со стихами Елены Владимировой. До ареста Елена Львовна работала в "Челябинском рабочем" журналистом, писала стихи, перевела с немецкого сказку "Крысолов" и готовила ее к изданию. Внучка русского адмирала, выпускница института благородных девиц, в годы репрессий она потеряла мужа - редактора "ЧР" (расстрелян), в войну потеряла дочь, студентку Ленинградского факультета журналистики (умерла от голода по дороге из блокадного Ленинграда). Сама Елена Владимирова пережила два приговора, один из них - расстрельный. ВМН ей заменили 17 годами работы в северном высокогорном руднике. Но она выжила.

Ее стихи передавали по этапам ДальЛАГа. Об этом лет 10 назад написал в "Правде" другой политзэк - Георгий Жженов. Он писал, что мужественные стихи Елены Владимировой не одному заключенному помогли не только выжить в нечеловеческих условиях, но и не потерять человеческое достоинство. Особенной популярностью пользовалось одно из них - без названия.

* * *

Мы шли этапом. И не раз,

Колонне крикнув: "Стой!",

садиться наземь, в снег

и в грязь

Приказывал конвой.

И, равнодушны и немы,

Как бессловесный скот,

На корточках сидели мы

До окрика: "Вперед!"

Что пересылок нам пройти

Пришлось за этот срок!

И люди новые в пути

Вливались в наш поток.

И раз случился среди нас,

Пригнувшихся опять,

Один, кто выслушал приказ

И продолжал стоять.

Минуя нижние ряды,

Конвойный взял прицел.

"Садись! - он крикнул. -

Слышишь ты?!

Садись!" - Но тот не сел.

Так было тихо, что слыхать

Могли мы сердца ход.

И вдруг конвойный крикнул:

"Встать!

Колонна! Марш! Вперед!"

И мы опять месили грязь,

Не ведая куда.

Кто - с облегчением смеясь,

Кто - бледный от стыда.

По лагерям - куда кого -

Нас растолкали врозь.

И даже имени его

Узнать нам не пришлось.

Но мне - высокий и прямой -

Запомнился навек

Над нашей согнутой толпой

Стоящий человек.

Последнее, что хочется сказать утвердительно, закрывая эту удивительную книгу. История, какой бы ни была горькой, не может научить ни лжи, ни подлости, ни предательству.

Наша область через общество "Мемориал" получила сто экземпляров хрестоматии для бесплатного распространения. Мало, конечно, но, по крайней мере, в большинстве челябинских библиотек ее можно найти уже сегодня.

Справку по условиям приобретения книги "Есть всюду свет:" можно получить в челябинском "Мемориале".

Адрес "Мемориала": 454091, Челябинск, Свердловский пр., 60, редакция газеты "Челябинский рабочий", общество "Мемориал".

Светлана МИРОНОВА,

председатель совета челябинского историко-просветительского, правозащитного общества "Мемориал".