02-06-06


Наша Маша играет и поет

Юная челябинка работает в Театре Романа Виктюка

Позавчера все челябинские театралы собрались на спектакле Романа Виктюка "Сергей и Айседора". В зале оперного театра не было свободного места, и тем, кто купил входные билеты, пришлось сидеть на ступеньках. "Сергей и Айседора" - сложная работа именитого режиссера о великой любви двух незаурядных, сильных личностей. Перед нашими глазами разворачивается вся история отношений Есенина и Дункан. Диалогов в пьесе почти нет, кипение страстей не утихает ни на минуту. Актеры - Дмитрий Малашенко (Есенин) и Вера Сотникова (Дункан) - весь спектакль играют на эмоциональном пределе, из радости бросаясь в отчаяние, из веселья - в плач. Не всем это пришлось по вкусу, однако вряд ли кто-то из зрителей пожалел, что сходил в этот вечер в театр. В финале прозвучал голос самого Есенина (в спектакле была использована единственная хорошо сохранившаяся запись) - можно ли такое пропустить?

Челябинск к спектаклю Романа Виктюка имеет особое отношение. Роль Галины Бениславской, женщины, безнадежно любившей поэта, сыграла выпускница 93-го лицея Челябинска Маша Матто. Эта красивая статная девушка - студентка 3-го курса Российской академии театрального искусства (бывший ГИТИС). Учится на курсе Романа Виктюка по специальности "Актер музыкального театра". У Маши есть все данные для того, чтобы добиться успеха. Ей первой на курсе было сделано предложение работать в Театре Виктюка, ее он отобрал для участия в антрепризном проекте "Сергей и Айседора".

Благодарственное письмо от Виктюка

Петь Маше было предназначено судьбой. Ее бабушка Мария вместе со своей сестрой-двойняшкой Ниной пела дуэтом в филармонии, аккомпанируя себе на гитаре. Внучки Маша и Нина тоже родились двойняшками с разницей в 25 минут.

Мама Любовь Ивановна отдала сестренок, обладавших идеальным слухом, в музыкальную школу, выбрав игру на виолончели. Вскоре преподаватель по специальности сказал родителям: "У Маши явные способности к вокалу. Не могу такой талант зарывать в землю!"

- Выступать она любила с детства, - вспоминает Любовь Ивановна. - Однажды смотрю: дочка открыла балкон и стоит там, поет. "Ты для кого поешь?" - спрашиваю. - "Для людей". Ей тогда было четыре годика.

Девочка попала к преподавателю вокала Татьяне Ивановне Петриченковой. В прошлом певица, она чувствовала в себе большой нереализованный потенциал, который и передавала своим подопечным. Директор известного в Челябинске 93-го языкового лицея Александр Фомич Гелич, большой любитель пения, пригласил перспективного педагога к себе на работу, предложив создать вокальную студию. Маша пришла в лицей вслед за своим преподавателем. Теперь заниматься пением и учебой можно было в одном месте.

- После школы я хотела поступать на вокальное отделение, но немного сомневалась в своих способностях, - рассказывает Мария. - В Москву мама отправила меня силой. Приехав в столицу, я стала поступать в разные училища и институты, был в моем списке и ГИТИС. Я туда пришла прослушаться. Про себя говорила: "Ну хоть посмотрю, в какую сторону дверь открывается". Там был ажиотаж, разговоры о том, что поступать нужно либо с большим талантом, либо по блату.

- Об учебе в Москве Маша мечтала давно, - вспоминает Любовь Ивановна. - Пением она занималась с детства, были победы на конкурсах в Москве и в Испании. А вот актерских навыков у нее не было никаких. При лицее работала поэтическая студия под руководством Константина Рубинского. Я Маше сказала, что обязательно нужно с ним позаниматься.

- Константин подобрал мне стихи, басню и прозу, научил меня читке, работал над каждой фразой. За это я ему очень благодарна, - признается Мария. - Неоценимая помощь была от Татьяны Ивановны Петриченковой, вселившей в меня уверенность. В приемной комиссии был Виктюк. Он обладает такой огромной энергией, что я никого не видела, кроме него, и читала только для него. Только когда прочитала, обнаружила, что у меня слезы льются по щекам.

Студентов, пришедших в главный театральный вуз России сразу после школьной скамьи, оказалось всего три человека. У остальных за плечами было как минимум театральное училище.

- Маша ничего мне не говорила, и лишь потом я узнала, что первые два месяца учеба ей давалась с большим трудом, - рассказывает Любовь Ивановна. - Виктюк, заметивший ее на прослушивании, быстро потерял к ней интерес. Но она сумела переломить ситуацию. Уже в первую сессию сдала актерское мастерство на пятерку. Я с ней разговариваю по мобильному, вдруг Роман Григорьевич вырывает трубку и кричит: "Вы знаете, что я сейчас делаю? Пишу вам благодарственное письмо!"

Есенин не дает уснуть

- В телешоу и газетных интервью Роман Виктюк предстает человеком эпатажным. А каков он на занятиях?

-Точно такой же, - смеется Маша. - У меня в телефоне есть видеозапись одного из занятий, я вам сейчас ее включу. Лишь потом, уже придя к нему в театр, я поняла, что со студентами он работает мягко, оберегает нас. На репетиции все гораздо круче. Включается микрофон - и понеслась. Если бы я перед поступлением попала к нему на репетицию, то была бы, наверное, в шоке. А так за три года уже привыкла.

- Видимо, не по системе Станиславского он вас учит.

- У него своя система, и она во многом отличается от мхатовской, как у нас принято говорить, школы. У Виктюка все идет через сексуальную энергию. Он считает, что только с ее помощью актер может донести до зрителей свои эмоции.

- В сегодняшнем спектакле они лились через край.

- Эмоционально он очень тяжелый. Приходя в гостиницу, никто из нас, несмотря на крайнюю усталость, не может уснуть. Мне дана небольшая роль, но и то меня всю трясет, прямо "колбасит"! Репетиции проходили каждый день в течение месяца. Когда я прочла пьесу Нонны Голиковой в первый раз, многого не поняла. Показалось, что это разрозненные куски, которые никак нельзя пришить друг к другу. Потом, в процессе репетиций, к началу выпуска спектакля, стало все ясно: что, куда и зачем. Вообще Виктюка до конца понять трудно.

- Даже актерам?

- Актеру все-таки легче, чем зрителю. Публика, может быть, не сразу осознает, почему происходит смена красок, когда из счастья и радости актер резко переходит в отчаяние. Потом из текста становится ясно, что прошел уже большой временной промежуток. Дай Бог, чтоб люди все поняли.

- В процессе работы над спектаклем в архивах найдена подлинная запись голоса Есенина. Были ли другие открытия?

- Были поездки на Ваганьковское кладбище, где находится могила поэта, ездили и в его квартиру на Пречистенке. Было много прочитано о Есенине и, конечно, о Галине Бениславской. Увидев ее фотографию, я удивилась: внешне мы совершенно не похожи. У нее темные волосы, сросшиеся брови. Но, видимо, у нас есть какое-то внутреннее сходство. Предсмертное письмо Бениславской глубоко меня потрясло, жаль, что в спектакле его нет.

- В школе вы Есениным не увлекались?

- Нет, я вообще читала очень мало книг. Сейчас наверстываю упущенное. Сергея Есенина я знала только по хрестоматийным стихам. А теперь даже "Гой ты, Русь моя родная!" воспринимаю совершенно по-другому. Раньше мне казалось, что это стихотворение о том, какая чудесная природа, как прекрасно все вокруг. Теперь знаю, что эти строки Есенин писал с болью в сердце, находясь в Америке, понимая, что Россию ему ничто не заменит.

Пятерка по фехтованию

- Как вам удается совмещать гастроли и учебу?

- Не удается. Позавчера, когда мы выступали в Екатеринбурге, у меня был госэкзамен по фехтованию. Я на нем, естественно, не присутствовала, но, зная мое рвение к предмету, педагог поставил пятерку.

- Не разочаровались ли вы в театре, познав его изнутри?

- Разочарования всегда есть. Когда они проходят, наступает момент счастья и радости. Жизнь - штука сложная, с каждым годом я все больше это понимаю.

- В чем главная сложность актерской профессии?

- Сделать так, чтобы тебя заметили. Случай играет большую роль, но и ты должен хорошо работать. Каждый год выпускается огромное количество актеров. Многие оставляют профессию, понимая, что пробиваться очень сложно. На этой почве у меня часто бывают депрессии. Но я пытаюсь от них отходить и получать удовольствие.

- А у вас хороший курс?

- У нас хороший коллектив этого проекта. Я просто в восторге. Мы часто после спектакля сидим и говорим, как хорошо, что мы вместе!

- Ваша специализация - "Актер музыкального театра". Станете певицей?

- Оперной певицей я себя не очень хорошо представляю. Хочется играть в драматических спектаклях с большим количеством вокала.

- Голос у вас низкий.

- Раньше меня вели как меццо-сопрано, сейчас - как сопрано. Вообще в Европе нет такого деления - сопрано или меццо. Там есть просто девушки с огромными голосами, которым под силу и верхнее "ми", и нижнее "до". К этому я и стремлюсь.

Олеся ГОРЮК

Маша говорит, что видит себя и драме, и в мюзикле, и в кино. Ей удается жить самостоятельно, без материальной поддержки родителей. Работает в Театре Романа Виктюка, но не отказывается и от съемок в сериалах. В Челябинск возвращаться не хочет, поскольку не видит в родном городе хороших перспектив.

- О чем вы мечтаете? - спросила я ее напоследок.

- Есть мечта хорошо зарабатывать, иметь хорошую работу, которая будет доставлять удовольствие. И чтобы все было хорошо с моими близкими.