02-07-04


Пенять на судьбу не вправе

100 ролей Татьяны Руссиновой

Тридцать пять лет зрители видят на сцене Челябинской драмы заслуженную артистку России Татьяну Руссинову. Это для нее первый и единственный в жизни театр, который она никогда не хотела покидать. За плечами 100 сыгранных ролей, незаметно выросли сын и дочь, подрастают три внука. Благодаря своей идеальной, на мой взгляд, сценической внешности, в которой все гармонично и, что называется, радует глаз, Татьяна сразу одну за другой начала получать роли молодых героинь. Самыми любимыми и дорогими стали Натали в спектакле "Дуэль и смерть Пушкина", Соланж и Анжелика в "Бале манекенов", Флерова во "Вдовьем пароходе", Кармина из "Женитьбы Белугина".

Предки Татьяны по материнской линии были крепостными, кучер и кухарка у разных помещиков. Полюбив друг друга, они стали просить своих хозяев их поженить. У одного помещика была псарня. И он отдал за кухарку соседу две борзые собаки.

Отец Татьяны болгарин, но семейное предание гласит, что там есть еще одна линия - греческо-итальянская. Прапрадед женился на гречанке, был участником восстания болгар против турок в 1856 году. Дед служил в царской армии.

Родители Татьяны жили в Виннице, в начале войны нужно было срочно эвакуироваться. Отец был инженер-строитель, и его послали в тыл на строительство военных запасных аэродромов в Пензе и Кирове. Они взяли с собой только мешок с фотографиями и котиковую шубу, чтобы укрываться в дороге. Татьянина мама была беременна. Целый месяц они ехали на грузовых машинах в Пензу, где Татьяна и родилась.

- Мечтаю, - говорит Татьяна, - знать о своих родственниках все, что называется, до седьмого колена.

- Насколько я понимаю, у вас в семье с искусством никто не был связан.

- Нет, но у меня мама была непревзойденная актриса по жизни. Она закончила в Виннице строительный техникум, где познакомилась с папой. Он в нем преподавал. А еще училась в музыкальном училище. Эксцентричная невероятно, она замечательно пела. У нас в Пензе был актер, который, кстати, работал и в Челябинске, народный артист Владимир Иванович Стебаков (Петр Иванович Кулешов его хорошо знал). Он играл здесь, в частности, Арбенина. Это был салонный актер, настоящий яркий герой. В Пензе он набирал студию, я пошла к нему. Потом на телевидении организовался телетеатр. Я туда пошла и сыграла несколько ролей с артистами из драмтеатра. И потом уже я приехала в Москву, в Вахтанговское училище имени Щукина. У нас был прекрасный курс, я училась с Александром Кайдановским, Иваном Дыховичным, Леонидом Филатовым, Ниной Руслановой, Екатериной Марковой, Яном Арлазоровым, который, кстати, был свидетелем со стороны мужа на нашей свадьбе.

- Каким ветром все же занесло в Челябинск?

- Был здесь такой режиссер Борис Петрович Второв, он тоже "щукинец". Когда он приехал в Москву на диплом, то, увидев меня и Вячеслава, моего мужа, для начала пригласил нас посмотреть театр. Мы приехали и увидели его потрясающий спектакль "Варвары". Монахову играла Климова, Келлер - Лидию, Золотарева - Богаевскую, Черкуна - Варфоломеев, Цыганова - Коноплянский. Последний был одним из самых лучших актеров нашего театра, просто Жан Габен, я его обожала, это и человек потрясающий, и актер, и партнер. И поэтому мы на предложение Второва работать в Челябинске согласились. Нам сразу дали двухкомнатную квартиру и ключи от нее, с которыми мы и вернулись в Москву заканчивать училище. Кстати, я защищалась не как классическая, лирическая героиня, а в двух водевилях: "Эдгар женится" Лабиша и "Бархатная шляпка" Федорова. Второв пригласил нас уже на конкретные роли. Я должна была играть Нину в "Маскараде". Мы получили диплом 17 июня, а 1 июля уже были на гастролях в Нижнем Тагиле. А после гастролей, когда мы приехали из отпуска, Второва уже не было, пришел Панов, и в результате "Маскарад" поставлен не был.

- Вы практически все время играли молодых, элегантных героинь с очень эффектной внешностью. Как произошел переход на возрастные и острохарактерные роли?

- С большим удовольствием. Собственно, резкого перехода и не было. Например, после того, как я ввелась в 38 лет в спектакль "Ретро" на острохарактерную роль 70-летней бывшей балерины Песочинской, сделала Тузикову в "Барабанщице", миссис Пейдж в "Виндзорских насмешницах", я сыграла царицу Ирину в спектакле "Царь Федор Иоаннович", Ирину в "Семейном ужине в половине второго", Флерову во "Вдовьем пароходе" - трагическую роль женщины, бывшей пианистки, муж которой погиб в первые годы войны, потом бомба попала в их дом, погибли ее мать и дочь, и она осталась одна совершенным инвалидом.

- У вас, наверное, как у каждого актера, есть свои памятные случаи, касающиеся работы?

- Конечно. Например, 42 градуса мороза, в театре - выездной спектакль в Русскую Течу. Я сижу в ванной с моими длинными волосами, и вдруг раздается звонок. Заболела актриса, нужно срочно заменить. Ко мне приехали, волосы высушили, нарядили в тулуп, валенки, посадили на радиатор, и я все-таки поехала. А когда я сломала два ребра в Кустанае! Я играла "Барабанщицу", должна была упасть перед главным героем. И, видимо, неудачно это сделала. Доиграла спектакль и ничего не почувствовала. Когда пришли в гостиницу, у меня начались дикие боли. А кроме "Барабанщицы" нужно было еще играть "Семейный ужин в половине второго". И так получилось, что в Кустанае я была на эти роли одна. Мне перед каждым спектаклем и в антракте больное место замораживали, взяли в спорткомитете какое-то средство, надевали корсет.

- У вас есть свое жизненное кредо?

- В "Белугине" у Карминой есть такие слова, которые для меня являются как бы камертоном, как этой героини, так и жизни вообще: "Совесть, долг - не пустые слова; кто думает их заглушить в себе, тот ни покоен, ни счастлив быть не может". И еще мне очень близки слова Наума Юрьевича Орлова, сказанные им в одном из интервью: "Интеллигентность, я в этом глубоко убежден, - это не слой и не прослойка, а способ человеческого существования. Обязательность - вот первейшее свойство интеллигентного человека, и терпимость, благожелательность по отношению к другим". Я счастлива, что мне довелось тридцать лет проработать с таким человеком, как Наум Юрьевич, это было чудесное время, он был для нас и богом, и отцом. Я ему бесконечно благодарна за все.

Татьяна ЖИЛЯКОВА