02-07-04


Александр Цыпышев гребет верным курсом

Глава Нязепетровска в своей работе опирается на опыт предков

С Александром Цыпышевым мы беседовали не только в кабинете, но и в машине, и в лодке-казанке. Причем во втором и третьем случаях глава сидел за рулем и за веслами. Такую возможность размяться Цыпышев мог себе позволить, поскольку находился в отпуске и вышел на работу только ради корреспондентов "Челябинского рабочего". Он же составил маршрут нашей экспедиции по району и стал нашим проводником. Но сначала о самом главе. Родился Александр Иванович в: Китае: отец служил в Порт-Артуре. Но уже в первый класс Саша пошел в Нязепетровске: после демобилизации отца семья вернулась в родные края. Здесь будущий глава и прошел весь трудовой путь - 17 лет на инженерных должностях, семь лет директором Шемахинского совхоза, последние восемь - в кресле главы.

- Вы работаете в промышленном и сельскохозяйственном районе, наиболее подверженном всяким катаклизмам, как климатическим, так и социальным. Где черпаете силы, чтобы устоять против погодных и перестроечных ветров?

- Как бы плохо ни складывалась ситуация, нужно все время двигаться заданным курсом. А моменты были отчаянные. Особенно несколько лет назад, когда экономика хозяйств буквально обваливалась. Впору удариться в панику. Приходилось в беседах с людьми вспоминать историю края. Рассказывал, как два с половиной века назад приехали в глухой лес мужики с пилами и топорами. И уже через пару лет железоделательный завод выдал первую плавку. Не надо забывать, что опора экономики района - нынешний завод башенных кранов. С ним происходили разные перипетии. После гражданской войны он был в таком упадке, что его хотели демонтировать и перевести в Уфалей. Но нязепетровцы собрались и поехали в Москву, к Калинину. Всесоюзный староста попил с ходоками чайку и обещал помочь. Слово сдержал: предприятие заработало.

- Известно, что до начала 90-х благодаря градообразующему предприятию и некоторым другим производствам район был недотационным.

- Совершенно верно. Нас держали четыре крепкие отрасли - машиностроительный завод, крупнейший железнодорожный узел, лесодобывающий комплекс и, конечно, сельское хозяйство. А потом - обвал. Но за последние три года объемы производства на машиностроительном заводе выросли в четыре раза, если не учитывать, что сначала они упали чуть ли не до нуля. В 2000 году не выпустили ни одного крана, а за прошлый год реализовано 37. Поставлена задача - ежегодно удваивать объемы.

- Немалую роль в восстановлении производства сыграла администрация района.

- Да, через нас проходили все программы, проекты. Искали бывших постоянных покупателей, организовывали поездки в Белоруссию, Казахстан для переговоров с потенциальными заказчиками. Но мы акцентируем внимание не только на заводе. Сегодня в городе не осталось ни одного помещения, которое бы пустовало. Почти все заняты местными бизнесменами. В городе покончено с долгостроем. Сданы и заселены несколько многоэтажных домов.

- И все же ваш район преимущественно сельскохозяйственный, со своими особыми климатическими условиями:

- Достаточно сказать, что мы единственные в области, где сохранились реликтовые ели, оставшиеся с ледникового периода. Отсюда и сдвиг температур: у нас значительно позже начинается посевная и значительно раньше заканчивается лето. Поэтому времени на весенние работы в обрез. Тем не менее период падения хозяйств мы пережили. Прирост удоев составил до 500 килограммов. Вышли за две тысячи литров молока на корову. А есть хозяйство "Ташкиново" (директор Василий Дружинин), где преодолен трехтысячный рубеж. Кстати, оно считается одним из лучших в области.

- Однако в районе был и остается достаточно высокий уровень безработицы - в пределах 11-12 процентов:

- Ситуация в корне поменялась. У нас на всех предприятиях нехватка рабочих и инженеров. Найти их не можем при: высоком уровне безработицы. Мое мнение: за эти годы мы вырастили профессиональных безработных. Тем не менее, кадры готовим - в СГПТУ, машиностроительном техникуме, филиале ЮУрГУ.

- В жизни главы, в череде служебных дел наверняка бывают и казусы. Случалось ли с вами нечто эдакое?

- Я тогда работал директором совхоза "Шемахинский". Возвращался из Челябинска с совещания. Сам за рулем, устал невероятно. Смеркается, дорогу заволакивает густой туман. И вдруг вижу, как в этом тумане на меня движется: пароход! Откуда быть пароходу на суше? Ну, все, думаю, доработался ты, Александр Иванович. Останавливаюсь, выхожу. И впрямь - на обочине стоит катер! Его, оказывается, по воздуху везли в Кыштым, где он и сейчас стоит, у Александрийского причала. А тогда у вертолета кончился бензин, вот они и сели в ожидании бензовоза.