02-09-98


Театр спасет красота

Именно это утверждает Олег Меньшиков своим спектаклем "Горе от ума"

Олег Меньшиков поставил и сыграл на прошлой неделе в Челябинске российскую премьеру необычайно комфортного спектакля. Зрелище для радости, для отдыха, для удовольствия. Называется "Горе от ума", комедия Александра Сергеевича Грибоедова. Эпитет "комфортный" кого-то может и покоробить, как-то до сих пор не очень принято употреблять его по отношению к так называемому "высокому искусству". Помнится, Лев Аннинский в книжке "Лев Толстой и кинематограф" посетовал на одного из западных рецензентов фильма"Анна Каренина" с Анной - Гретой Гарбо. Тот написал, что Гарбо стремится подарить зрителям хоть немного душевного комфорта, а Аннинский был недоволен: комфорт - не русское слово и не русское чувство.

Стало русским. Востребованным, выстраданным и жизненно необходимым. Когда переполненному зрительному залу становится ясно, что в этом спектакле все любят всех (кроме, быть может, Чацкого, но это отдельный разговор), что не будет никакой борьбы, а только любовь и красота во всем, без конца, торжествующая красота лиц, поз, костюмов, интерьеров, сценографических конструкций (Павел Каплевич в этом спектакле, пожалуй, больше архитектор, чем художник), возвышенной музыки и вдохновенно льющейся поэтической речи, когда обнаруживаешь, что возле этого спектакля можно, что называется, душевно погреться, так, как замерзший Чацкий (Олег Меньшиков появляется на сцене в гигантских валенках) греется у жарко натопленной печки, можно облегченно откинуться на спинку кресла и получать удовольствие от красоты и покоя на сцене: твои эстетические и этические чувства здесь ничто не оскорбит, социальную совесть не уязвит. Из расхристанного мира попадаешь в царство гармонии. Потребность в этом у современного зрителя невероятна и его благодарность за зрелище именно такого рода безгранична. Так, говорят, в войну любимым жанром была оперетта: от "страданий" Сильвы и Эдвина в те времена веяло тем самым комфортом. Олег Меньшиков, впервые пробующий свои силы в режиссуре, попытался открыть тем же ключиком "Горе от ума". Не самый подходящий материал, скажет кто-нибудь. Отчего же, как сделать.

Олег Меньшиков поставил совершенно бессмысленный спектакль. В буквальном смысле слова - без главной мысли, без внятной режиссерской концепции, без ответа на вопрос "о чем?" Не важно "что", важно "как": та самая со всем примиряющая красота. Его "Горе от ума" - одно из высших и самых вдохновенных проявлений так называемого дорежиссерского, актерского театра, когда каждому из премьеров спектакля дано поиграть вволю, выход и уход каждой актерской звезды обставлен эффектно и торжественно, а общий результат (режиссерская концепция) в общем-то никого всерьез не волнует.

Это "Горе от ума" - поразительный спектакль, в нем нет плохих актеров, нет слабых ролей. Замечательны дебютанты: юные, обаятельные, красивые, хорошо выученные, умеющие носить костюмы (и какие костюмы!), гибкие. Ольга Кузина в роли Софьи, похожая на молодую Настю Вертинскую, очаровательная капризница с внезапными вспышками гнева и грусти, натура незаурядная, страстная. Полина Агуреева (Лизанька) - лукавая и простодушная одновременно служанка и наперсница. Сергей Пинчук (Скалозуб) простодушен без лукавства и, кажется, по-настоящему влюблен в Софью (и какой бравый вояка!). Алексей Завьялов (Молчалин) - кудрявый герой-любовник, пытающийся быть комфортным для всех. Олег Лопухов (слуга Петрушка) - заводила и непоседа, сама непосредственность.

Это будущие звезды, с азартом и юмором разыгрывающие прелюдию перед парадным выходом звезд настоящих, во всей красе явленных сценой бала. Именно там под бравурные звуки музыки Валерия Гаврилина посреди восторженно внимающей ей толпы гостей появится Анфиса Ниловна Хлестова Екатерины Васильевой - актрисы уникального дара, к тому же редкой личности, индивидуальности (одна эта история с уходом-неуходом в монастырь чего стоит). Здесь все подчеркивает эту индивидуальность, особость, "звездность": царственный выход, красная мантия и роскошная норковая шуба "от кутюр" (коллекция костюмов для бала Игоря Чапурина), трон-кресло... К реальному грибоедовскому персонажу ("Легко ли в шестьдесят пять лет тащиться мне к тебе, племянница...") все это имеет отношение по касательной, здесь не играют "Горе от ума", здесь играют в "Горе от ума" - разница, на первый взгляд, небольшая, но принципиальная. Так замечательный Игорь Охлупин (Фамусов) играет голосом, интонирует, пропевает свою роль чадолюбивого, всепрощающего и всепонимающего отца и наставника. Так превращает в парад актерских аттракционеров роль Репетилова Сергей Мигицко, в азарте этой игры, пожалуй, даже теряя чувство меры (здесь-то и нужна была режиссерская рука).

Но что же Чацкий Олега Меньшикова? "Ах, Чацкий, я вам очень рада". А уж мы-то как. Звезда (тем более на театре, это ведь не эстрада с клипами и фонограммами) не возникает из ничего, у Олега Меньшикова обаяние редкой притягательности, лучистый взгляд, полетная пластика и интонации. Но его Чацкий влюблен только в одного человека - самого себя. Такая любовь не нуждается во внешней взаимности, хотя, быть может, и тоскует по ней. Собственно, это и могло стать темой спектакля, но не стало, поскольку этот спектакль не нуждался в теме, он нуждался в красоте, блеске и звездности. Знаменитые монологи Чацкого Олег Меньшиков читал так, как романтики, русские гастролеры прошлого века, какие-нибудь братья Адельгейм: романтически отрешенно, апеллируя не к партнеру, а к залу. Зал отвечал овациями, прощая даже погрешности в декламации (Меньшиков вернулся на сцену после шестилетнего отсутствия, и это чувствуется). Осенью, когда театральное товарищество "814" (как мне сказали, цифры складываются из дней рождения Олега Меньшикова и директора проекта Валерия Чехляева) представит "Горе от ума" столичному зрителю, спектакль и Чацкий Олега Меньшикова приобретут, наверное, ту идеальную форму, которая сделает премьеру одним из главных событий московского театрального сезона. Во всяком случае, зрительский успех обеспечен. А челябинские театралы могут гордиться тем, что первыми видели "Горе от ума" Олега Меньшикова.

Владимир СПЕШКОВ.

Фото Бориса КАУЛИНА, коллаж Сергея САФЬЯНОВА.