02-10-01
Евгений КИТАЕВ
Челябинск
Сотрудники этого института пригласили к себе корреспондента "Челябинского рабочего", чтобы поделиться наболевшим. В приемной руководителя проектного предприятия Александра Яшина собралось около десяти человек - дирекция и члены правления. У челябинских зодчих есть подозрение, что неведомые силы пытаются посеять рознь в коллективе. Тени режиссеров они видят за плечами истцов, оспоривших в судебном порядке законность решений о преобразовании в 1999 году арендного предприятия "Челябинскгражданпроект" (ЧГрП) в производственный кооператив. Недавно Центральный районный суд Челябинска постановил возвратить организацию к истокам, в форму арендного предприятия. А это, посчитали в институте, может негативно сказаться на всей производственной деятельности.
В 90-м году ЧГрП стал арендным предприятием, смог выкупить имущество, которым на тот момент пользовались проектировщики. Но наступило время, когда потребовалось привести в соответствие с изменившимся законодательством организационно-правовую форму. Специалисты проектного дела задумались: что лучше - преобразоваться в открытое акционерное общество или стать производственным кооперативом? Взвесили плюсы и минусы. Кооператив - достаточно закрытое образование, даже при выходе из него собственники вначале должны предложить самой организации выкупить их паи по фиксированной цене. Акционерное общество в этом смысле более демократично, акции имеют свободное хождение, в том числе на внешнем рынке. Но это-то и насторожило: стань ЧГрП "акционеркой", нет гарантии, что акциями не завладеют третьи лица, далекие от проблем проектирования, но хорошо понимающие, что институтское здание в центре города - это золотая жила. Поэтому зодчие стали склоняться в пользу кооператива. Общее собрание поддержало инициаторов.
Впрочем, "трансформация", судя по всему, прошла не совсем гладко. Вначале, в 1992 году, ряд пенсионеров не попал в арендное предприятие. Затем, в конце 90-х, из списочного состава кооператива были исключены еще около 140 человек, не принявших участия в работе учредительного собрания. Их попытались искать по старым адресам накануне реорганизации, но откликнулись не все. Собственно, этот нюанс в дальнейшем и обрел особый смысл. Оппоненты нынешней администрации заявили в исковом требовании, поданном в суд, что квалифицированного большинства голосов (две трети) за создание кооператива не набралось, ибо право на волеизъявление имело больше лиц, чем голосовало на самом деле.
Однако кооператив был зарегистрирован, его документы прошли все инстанции и не встретили возражений, а "странные вещи" начали происходить чуть позже. В почтовых ящиках люди стали обнаруживать большие конверты с логотипом института. В них - листочки с текстом, напечатанным типографским способом. Адресатам объясняли, чем хорошо акционерное общество.
Как явствует из слов членов правления, некоторых бывших работников ЧГрП, не включенных в списочный состав кооператива, посетили неизвестные, которые представились юристами института, и предложили оформить на себя доверенность, что позволило бы отстаивать права ущемленных работников на собрании и в других присутственных местах. Причем защиту обиженных людей, не взятых в кооператив, доброжелатели якобы стали вести, не ставя о том в известность доверителей.
Началась борьба за здание - сделали тогда вывод в институте. По мнению дирекции и правления, подспудная работа, итогом которой должен стать новый статус предприятия (акционерное общество), ведется в пользу лиц, сохраняющих свое инкогнито (до кооператоров дошли слухи, что интерес к преобразованиям такого рода проявил один из местных олигархов). Если акции получат свободное хождение, сосредоточить их в одних или нескольких руках вполне реально. Во что это выльется? Самый нежелательный и пессимистичный финал - выселение проектировщиков из занимаемых помещений.
-Если новые владельцы решат, что недвижимость может использоваться с большим эффектом, нежели сейчас, они сделают выбор не в пользу проектной деятельности, - подвели итог собравшиеся члены правления. - Но это почти автоматически приведет к кончине института, поскольку обосноваться проектному комплексу на новом месте так же трудно, как построить в районном центре настоящий небоскреб. Мы проанализировали: ни один институт, который в свое время акционировался, не сохранился в первозданном виде.
Руководство организации произвело "ревизию" проектов, выполняемых своими силами. Набралось несколько десятков объектов. Ряд работ касается застройки значительных территорий, генеральных планов городов.
- В области больше нет таких специализированных учреждений, которые справились бы с этим заданием, - утверждает главный архитектор "Челябинскгражданпроекта" Сергей Якобюк. - Если нас не станет, регион от этого много потеряет, и тогда проектная проблема заметно обострится. На местный рынок придут структуры из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга. За свои труды они возьмут дороже.
Вопросы собственности напрямую связаны с деятельностью института, убеждены нынешние лидеры коллектива.
-Мы не хотели обидеть людей, не включенных в кооператив, - говорит А. Яшин. - Если что-то не учли, то непреднамеренно, и готовы исправлять ошибки. Но, проводя реорганизацию, мы не преследовали меркантильных интересов, не старались ухватить жирный кусок. Рассчитывали сохранить институт в таком виде, в котором он не потерял бы способности заниматься комплексным проектированием. Поэтому выбрали для него подходящую, на наш взгляд, организационно-правовую форму. И в своих документах записали, что имущественная доля члена кооператива не может быть больше одного процента от уставного капитала. Фактически же никто не владеет долей, превышающей 0,5 процента. Большинство наших работников против акционирования. Эту позицию коллектива мы намерены отстаивать. n
Что думает власть
По мнению мэра Челябинска Вячеслава Тарасова, наилучшим выходом из сложившейся ситуации стало бы создание открытого акционерного общества, 25-процентный пакет акций которого находился бы в руках муниципалитета и правительства области. Опасаясь потерять институт, зарекомендовавший себя верным помощником в реализации всех градостроительных идей, челябинские власти стремятся взять ситуацию под свой контроль. Рекомендательный тон, выбранный главой города В. Тарасовым в разговоре о "Челябинск-гражданпроекте", скорее дань уважения творческому коллективу. Судьба института, по всей видимости, уже решена.
М. ПИНКУС
Из досье "Челябинского рабочего"
"Челябинскгражданпроект" в былое время не имел конкурентов, работал с едиными заказчиками (УКСами облисполкома и горисполкома). А вот с началом рыночных перемен, когда по-своему стройная система деловых отношений канула в Лету, оставшиеся без работы отраслевые институты хлынули в его проектную нишу подобно вешним водам. Они потеснили монополиста, ограничив его потенциальные возможности найти деловых партнеров. Объемы работ упали, что повлекло за собой исход специалистов из проектного учреждения. Оно сдало свои позиции, но сохранилось как комплексная структура.
Нынче ситуация, утверждают зодчие, меняется в лучшую сторону. Активизировалась инвестиционная жизнь, прибавилось заказов, причем партнеров привлекает качество конечного продукта, который предоставляет ЧГрП. В 1998 году институт выполнил проектных работ на 5,4 миллиона рублей, в 1999-м - на 9,9, в 2000-м - на 14,3. В текущем году проектировщики рассчитывают получить 21 миллион. Коллектив пополнился молодыми специалистами, улучшилось техническое оснащение.