02-10-02


Где справедливость, брат?

О том, что Иван пропал без вести вместе с группой Сергея Бодрова, Андрей узнал от начальника колонии

Екатерина МИНЕЕВА

Челябинск

Ледник Колка, обрушившийся на Северную Осетию, принес родственникам своих жертв, пожалуй, самое страшное - полную неизвестность. Всем понятно, что многотонная махина грязного льда оставила людям мало шансов на спасение. Но все же хочется верить в чудо. Хочется верить в то, что судьба имеет хоть махонькую, но жалость. Потому, что для родственников нашего земляка Ивана Петухова, пропавшего без вести вместе со съемочной группой Сергея Бодрова, это горе в семье не будет первым. "Да что же они, эти несчастные люди, у Бога корову украли, что ли?" - в сердцах сказал один из офицеров главного управления исполнения наказаний области, когда мы с фотокором дожидались оформления пропусков в колонию N 2. Там с начала этого года отбывает свои семь с половиной назначенных судом лет старший брат пропавшего без вести Вани - 22-летний Андрей.

В колонии строгого режима Андрей Петухов - как гимназистка среди спецназа. Не последний в Челябинске программист (сайт информационного агентства "Урал-пресс-информ" - его работа, как и десятки других), год учился в МГУ прикладной математике, четверокурсник ЮУрГУ (впрочем, после попадания в места лишения свободы из вуза уже отчисленный). В ЮУрГУ - капитан команды по программированию, в прошлом году защищал честь вуза в Канаде. Работал на двух работах сразу, фактически содержал семью: мать серьезно больна, а младший брат - в армии... "7,5 лет строгого - "первоходке" с такими характеристиками? Он что - ректора зарезал?- проворчал знакомый юрист. - Там что-то очень серьезное должно быть:" Статьи приговора и вправду впечатляли: 126-я (похищение человека, совершенное группой лиц по предварительному сговору, с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, из корыстных побуждений), 163-я (вымогательство, совершенное организованной группой с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего).

В кабинет начальника по воспитательной работе Андрей зашел с пустыми руками. Офицеры переглянулись, скрывая улыбку. Любой искушенный осужденный на встречу с журналистом пачку документов притащит - доказывать, что дали много и неправильно. А в истории Андрея столько неясного и запутанного, что даже опытные сотрудники колонии в частной беседе не могут сказать определенно, по вине ли срок.

...В октябре прошлого года Андрей поехал на семинар программистов в Москву. Что-то не срослось у организаторов - бесплатных мест в гостинице на всех не хватило, а поселяться "за наличные" было накладно. И Андрей устроился у Ивана - москвича, товарища по МГУ и сына небедного папы. Иван познакомил еще с тремя друзьями. Выпили пива и всей компанией зачем-то приперлись в общежитие МГУ, где встретили еще одного парня - того, что далее по всем документам будет проходить как потерпевший.

Вроде бы потерпевший задолжал Ивану 1000 рублей. А Иван почему-то требовал с него 400 долларов, упирая на какой-то чистый бланк какого-то пенсионного удостоверения, каковой потерпевший нашел в университете и зачем-то Ивану отдал. Но в приговоре эта смутная история осталась неувековеченной. А осталось там, черным по белому, как Андрей Петухов со товарищи затащил потерпевшего в комнату общежития, связал, долго бил и требовал отдать 400 баксов. В чужой общажной комнате потерпевший провел целую ночь. Утром его насильно напоили водкой и попытались куда-то из общежития увести. Но, увидев знакомого вахтера, парень стал вырываться, в лифте завязалась драка, приехала милиция и всех задержала: А потерпевший потом месяц лежал в больнице - из-за побоев ему пришлось удалять селезенку. Возбудили уголовное дело.

Андрей утверждал и продолжает утверждать: он не принимал активного участия во всей этой истории. Никого из парней, кроме своего товарища, толком не знал и во всех денежных "разборках" ориентировался смутно. Потерпевшего ударил всего пару раз - чтобы разнять общую свалку. Сидел большую часть времени на подоконнике в общажном коридоре, а потом и вовсе ушел - парни разбирались со своими делами сами. Степень вины каждого из подельников необходимо было выяснить следствию. Но четверо фигурантов быстро спрятались и до сих пор находятся в федеральном розыске. Хотя не исключено, что парни просто сняли квартиры в другом районе Москвы. Петухов большой вины за собой не чуял, поэтому прятаться не стал. И московские оперативники без проблем доставили его из Челябинска в столицу - самолетом и в наручниках. Дальше - Бутырка, Пресня...

- Первое время в изоляторе я был просто в шоке. Время остановилось. Больше всего давила на психику полная изоляция. Я же привык к телефону, к общению, к тому, что можно в любой момент куда-то пойти, с кем-то поговорить. Ужасно жаль было планов на Новый год - я к своей девушке собирался в Германию. Потом немного отошел. Стал надеяться на то, что суд и следователи во всем разберутся. Был уверен - мне дадут условный срок:

Хороший юрист без проблем найдет в приговоре Андрея массу поводов для обжалования: недостаточную доказательную базу по статье "Похищение человека" - в этом случае она превращается в куда более "легкую" - "незаконное лишение свободы", за которое предполагается в несколько раз меньший срок. Обратит внимание на нестыковки в показаниях потерпевшего на суде, на то, что только остальные участники могут пролить свет на все обстоятельства дела, иначе нельзя достоверно установить, кто именно усердствовал в выбивании долга, кто наносил удары, от которых загноилась селезенка, и какое участие в этом действительно принимал Андрей. Но приговор вынесен, и в удовлетворении кассационной жалобы Петухову отказали.

Впрочем, Андрей говорит, что в колонии уже привык. И даже ощущает комплекс вины.

- Со свободы все выглядит страшнее. Здесь можно жить. Только здесь не любят, когда от своего приговора отказываешься. Вроде мы здесь сидим за дело, а ты просто так, что ли. Поэтому я уже привык говорить, что виноват. И, действительно, виноват. Если бы сейчас все вернуть назад, я бы туда просто не пошел. Помешать бы им вряд ли смог.

Уже в конце беседы мы осторожно заговорили о брате. У Андрея в глазах блеснули слезы:

- С матерью разговаривал по телефону в субботу. Дали возможность позвонить. Она плачет. Но я не верю, что брата больше не увижу. У него быстрая реакция, он бы не растерялся и завернул в тоннель: Он вообще такой патриот - сам в армию пошел, специально занимался в РОСТО. Хотя была возможность поступить в ЮУрГу на автотракторный. Он и песни любит слушать такие: военные - как у группы "Любэ".

Абсолютной жертвой обстоятельств Андрей, конечно, не является. Главная его вина в том, что не кинулся со всех ног бежать подальше, увидев связанную жертву, не сообщил в милицию или хотя бы коменданту общежития. Вообще не попытался хоть как-то переломить ход событий. Но, положа руку на сердце, многие ли из нас, оказавшись в предлагаемых обстоятельствах, повели бы себя как честные и законопослушные граждане? Есть вина, безусловно. Но стоит ли она семи с половиной лет в колонии строгого режима? И стоит ли лишать больную мать поддержки старшего сына так надолго? Доброхоты советуют Андрею писать прошение в комиссию по помилованию. Говорят, что это будет быстрее, чем требовать пересмотра дела. Он согласен. Согласен считаться виновным абсолютно во всем, пусть только окажут снисхождение: Нельзя оставлять мать одну.

P.S. Недавно адвокат сообщил родственникам Андрея, что его дело пересматривается в Верховном суде. Андрей продолжает надеяться. n