02-10-99
До последнего времени город покупал троллейбусы за тридевять земель - на заводе имени Урицкого в Саратовской губернии. Уфимскую новинку наши транспортники рискнули взять только на год - для испытаний. Внешне "уфимец" мало чем отличается от своих саратовских собратьев. Никаких дизайнерских изысков, разве что "икарусные" кресла да двери, кстати говоря, не очень удобные. Подтолкнуть такими дверьми зазевавшегося на подножке пассажира невозможно, а пока их не закроешь, троллейбус, по замыслу конструкторов, с места не тронется.
По словам директора МП "Челябгорэлектротранс" Григория Туктабеева, это первая модель троллейбуса, произведенного в Башкирии. До сих пор их там только ремонтировали. Однако первый шаг сделан, и в будущем он может решить немало челябинских проблем.
"Челябинский рабочий" уже не раз писал о бедственном положении городского электротранспорта. Трамваи благодаря близкому соседству Усть-Катавского вагоностроительного завода у нас еще худо-бедно "бегают". А вот 35 процентов троллейбусов свой жизненный ресурс давно исчерпали. Ездить на них опасно, а заменить нечем. Завод имени Урицкого предлагает неподъемные для наших транспортников цены. Последний троллейбус они с грехом пополам купили около пяти лет назад.
Башкирия продает свой троллейбус почти вдвое дешевле (по 850 тысяч рублей). Кроме того, по словам специалистов ЧГЭТа, он имеет целый ряд принципиально новых конструкторских решений. К примеру, большая часть электрооборудования "уфимца" вынесена на крышу, что повышает его электробезопасность. В саратовских машинах весь комплект располагается под салоном. В сырую погоду межсезонья, когда дорожная грязь заливает кузов, случаются короткие замыкания. Бывали случаи, когда пассажиры, получив удар током, попадали в больницу.
Кроме того, башкирская машина, по всей вероятности, окажется более долговечной. Ее кузов укреплен дополнительной металлической рамой. В саратовских троллейбусах кузов через 8-10 лет приходится менять. Комплект электрооборудования за это время практически не изнашивается. Поэтому ремонт обычно заключается в том, чтобы оснастить новый кузов старым электрокомплектом. На уфимском заводе это поняли и решили внести свои коррективы.
Через месяц-другой, после доводки и наладки, башкирский троллейбус выйдет на улицы города. По словам главного инженера ЧГЭТа Михаила Беседина, "новорожденный" окажется под усиленным контролем специалистов. И только после года эксплуатации будет вынесен окончательный вердикт: покупать его или не покупать. Все это время в целевом фонде на обновление городского общественного транспорта будут копиться средства. Сегодня в него поступает по 15 копеек с каждого проданного в трамвае или троллейбусе билета.
Михаил ПИНКУС.