02-10-99
Октябрь приносит замечательный праздник - День учителя. В школах вновь будет много цветов, улыбок и добрых пожеланий. И мне хочется присоединиться к тем поздравлениям, которые старательно напишут дети на тысячах открыток.
Я тоже искренне желаю учителям успехов. Успехов, которые станут и удачей их учеников, ведь именно достижения делают детей толковыми, хорошо воспитанными, любознательными. Я хочу пожелать учителям благополучия, любви и уважения их труда со стороны всего нашего общества. Внимание общества к школе должно быть ежедневным. Школа нуждается в нашем внимании, в нашей помощи не меньше, чем дети - в новых знаниях, новом опыте.
Мы почти привыкли к тому, что от школы можно откупиться, сдав в начале года энную сумму на ее нужды. Но я убежден, что далеко не только средства родителей (видимо, без них нынешней системе образования не обойтись) нужны школе. Нужна помощь моральная, организационная, юридическая, просто человеческая.
Учитель не должен один на один оставаться со своими проблемами, зная, что едва ли не единственный способ обратить внимание государства на учительскую нищету - объявить забастовку. Учителю нужна не только зарплата, но и достойное жилье, возможность общения с коллегами из других городов и стран, возможность повышения собственного культурного уровня.
Можно сколько угодно сетовать на то, что государство не выделяет школе необходимых средств, слабо поддерживает учителей-новаторов, не выполняет в полной мере существующий закон об образовании. Но ведь порой общество с его искренней заинтересованностью может оказать едва ли не более эффективную помощь, чем бюрократическая машина. Родители могут и должны стать ходатаями школы перед местной властью. Протекающая крыша или кабинет информатики без современной техники должны быть предметом забот не только директора школы или руководителей районных и городских управлений образования, но и родителей. И речь здесь идет не о том, чтобы в очередной раз "скинуться", речь идет о серьезном общественном давлении на власть, которая считает возможным урезать и без того более чем скромный бюджет образования.
Такое давление, если хотите - лоббирование интересов школы, возможно лишь в том случае, если родители объединятся в серьезную общественную организацию, которая от их имени и будет вступать в диалог с властью. Именно гражданское сообщество сможет потребовать, чтобы ни одно решение правительства или администрации области и города, затрагивающее интересы детей, учителей, школы, не принималось бы без учета мнения родителей. Учитель должен чувствовать себя защищенным. И защитить его может не только государство, но и мы с вами.
Система образования - одна из немногих, оставшаяся неразрушенной в период перестройки. Вопреки всему школа выстояла. И потому, возможно, общество не считает проблемы образования самыми насущными. Лишь на восьмое место среди прочих проблем сегодняшней жизни ставят участники социологического опроса, проведенного учеными, проблемы образования. Нам все еще кажется, что школа выполняет свои задачи. Выполняет. Но какой ценой? Ценой перегрузок, которые давят и на школьников, и на учителей. Ценой отсутствия в школьной программе многих функциональных знаний, необходимых сегодня каждому образованному человеку. Ценой жесточайшей экономии тех средств, уже при выделении урезанных правительством.
Учителя - невероятно стойкие люди, если могут десятилетиями жить на мизерную зарплату, если могут работать на полторы-две ставки, чтобы обеспечить семью, если могут ремонтировать самостоятельно школьные кабинеты и мастерить наглядные пособия, выкраивать из своих скромных средств деньги на книги, а отпуск проводить в лагерях, чтобы опять же не отдохнуть - подработать.
Низкий поклон учителям за их радушную щедрость, за долготерпение!
Мы, родители, должны проявлять родительскую благодарность не только в праздничный день. Родительская благодарность - повседневная забота об учителе и, если хотите, борьба за его интересы. Ведь интересы учителя - это и интересы наших детей. Так давайте же объединим усилия, чтобы вместе их защитить.
При моей общественной приемной начала работу инициативная группа по созданию сообщества родителей. Если вам не безразлично будущее наших детей - приходите, звоните.
Наш адрес: 454091, г. Челябинск, ул. Свободы, д. 155/2, ком. 504, приемная депутата Государственной Думы ФС РФ.
Тел./факс в Челябинске 60-48-93.
Электронная почта:
Александр КУЗНЕЦОВ,
депутат Государственной Думы ФС РФ от Челябинской области, член фракции "Яблоко".