02-11-00
"Урал - опорный край державы" - это самая краткая и точная характеристика нашего региона. Отличительной чертой Урала всегда была его огромная мощь, он представлялся в сознании всех россиян огромной монолитной глыбой.
Урал всегда славился своим спокойствием, иногда чрезмерным. Москва и Петербург шумят, волнуются, устраивают заговоры, меняют правительства, а в двух тысячах километрах восточнее, на Урале, тишина и безмятежность.
Только дважды народное негодование выливалось в широкомасштабный бунт. Первый раз это произошло два века назад во времена Пугачевского восстания 1773-1775 годов, второй раз - в начале XX века. Пламя двух революций 1905 и 1917 годов вовсю бушевало и на Южном Урале.
Бунт и революция - крайние формы проявления протеста. Они ведут к полной смене государственного строя в стране. Но история знает еще одну форму захвата власти - это заговор. Ключевое отличие заговора от бунта заключается в том, что бунтарское восстание носит стихийный характер и зреет в народных массах, заговор же вызревает непосредственно внутри власти.
Факт, что на Урале заговоров никогда не происходило. Даже во времена парада суверенитетов, когда Петр Сумин объявил в нашей области Южно-Уральскую республику, это было воспринято уральцами как декларативная мера. Нужно было показать столице, что мы не хуже национальных республик или свердловских соседей, всерьез собравшихся вводить собственные деньги - уральский франк.
Так было до последнего времени. Все изменил 2000 год. Северный и западный соседи Челябинской области - Свердловская область и Башкирия - встали во главе уральского заговора. Особенно явно он проявился на последнем совещании ассоциации "Большой Урал", проходившем недавно в Уфе, где президент Башкирии Муртаза Рахимов и губернатор Свердловской области Эдуард Россель обрушились с критикой на президента Путина и его представителей в регионе. Им очень не нравится, что Путин и его полномочный представитель Петр Латышев выстраивают жесткую вертикаль власти. Россель пошел дальше и, помимо критики, он демонстративно игнорирует заседание губернаторов Уральского округа и встречу с вице-премьером Правительства Российской Федерации Валентиной Матвиенко.
Вопрос в том, поддержат ли остальные уральские губернаторы протест Росселя и Рахимова. Однозначного ответа на этот вопрос пока нет по одной простой причине - Россель и Рахимов уже переизбрались на следующий срок, остальным губернаторам еще предстоит процедура перевыборов. По этой простой причине позиция Сумина, Игумнова (Пермь) и Богомолова (Курган) никак не проявляется.
В самой Челябинской области происходят несколько иные, но не менее скверные процессы. Присутствие в нашей области олигархов с самыми жуткими фамилиями уже давно не диковинка. Свое осиное гнездо на Южном Урале они свили в 1993-1995 гг., за последние четыре года основательно укрепили свои позиции. Сегодня они готовятся забрать в свои руки полный контроль над областью. Вот высказывание одного из них: "Я бы с удовольствием взял контрольный пакет акций вашей области".
Прежде всего в сферу интересов олигархических финансовых групп попали такие промышленные гиганты нашей области, как Магнитогорский металлургический комбинат, Уральский автомобильный завод (Миасс), Златоустовский металлургический завод.
В начале августа о предстоящей атаке олигархов на эти и другие уральские предприятия во всеуслышание заявил депутат Государственной Думы челябинец Михаил Гришанков.
Сначала к словам Гришанкова отнеслись с прохладцей и губернатор, и большинство депутатов Законодательного собрания области. Но в октябре Петр Сумин круто меняет свою позицию. Он осознал всю серьезность ситуации и фактически присоединился к Михаилу Гришанкову.
Вот слова губернатора, сказанные им областной коллегии: "Да, действительно, ММК, Кыштымский медеэлектролитный завод, УралАЗ, ЧТЗ и ЗМЗ стали "лакомым кусочком" для финансовых групп из соседних регионов, столицы и из-за рубежа. Для давления на предприятия используются в том числе и политические методы давления".
И Михаил Гришанков в августе этого года, и Петр Сумин в октябре высказали одну мысль: необходимо сделать все, чтобы эти предприятия работали на область, на Россию и свои трудовые коллективы.
Положение серьезное, но надежда на то, что мы сможем отстоять наш край, есть. Как утверждает Михаил Гришанков: "Наш большой плюс заключается в том, что мы впервые за последнее десятилетие ПРЕДУ-ПРЕЖДЕНЫ ОБ ОПАСНОСТИ и можем встретить наступление олигархов во всеоружии".
Андрей ГЕОРГИЕВ