02-11-00


"Так похоже на Россию..."

Посткоммунистическая Германия больна тем же, чем и мы. Но выздоравливает быстрее

Ольга АЙЗЕНБЕРГ

Миасс - Гримма - Миасс

Гороскопы предрекали собкору "Челябинского рабочего" по горнозаводской зоне в первой декаде сентября "период, благоприятный для путешествий". Правда, Ольге Айзенберг привычнее "путешествовать" в Златоуст, Сатку или на крайний запад области. Но на сей раз ей выпала командировка на восток Германии (благодарим за ее организацию Миасский машиностроительный завод и Маschinen- und anlagenbau Grimma Gmbh из немецкого города Гримма). Cегодня "Челябинский рабочий" начинает публикацию "немецких" материалов нашего корреспондента.

Познавая в сравнении

Попадая за границу, невольно начинаешь сравнивать. Прямо как в известном детском стихотворении: "А у нас в квартире газ. А у вас?" В Восточной Германии сравниваешь еще и потому, что сплошь и рядом натыкаешься на до боли знакомые приметы современного российского бытия. Но, так сказать, с немецким акцентом.

Cхожесть наших "болячек" заметил и К. Хеле - сотрудник Maschinen- und anlagenbau Grimma Gmbh (далее - MAG). На фирме он отвечает за поставки в страны СНГ. С 1982 года постоянно бывает в России, Туркмении, Азербайджане и на Украине.

- За последние десять лет, - считает Конрад, - мы прошли тот же путь развития, что и Россия. Но нам повезло: у вас такого соседа, как ФРГ, не было.

Объединение с богатейшей страной Европы нам бы, наверное, тоже не помешало. Ведь за последние 10 лет на восстановление бывшей ГДР ею истрачено свыше 1,5 триллиона марок! Злые языки шутят: мол, ФРГ проглотила ГДР и теперь ощущает болезненную тяжесть в желудке. Можно себе представить, какое угрожающее жизни несварение вызвало бы у самого что ни на есть богатого соседа воссоединение с Россией!

Горькое лекарство

Однако помощь состоятельного "родственника" не решила всех проблем. Западногерманские деньги направлялись на подтягивание инфраструктуры бывшей ГДР до уровня ФРГ - строительство автобанов, модернизацию коммунального хозяйства, санацию (оздоровление) окружающей среды. Конечно, это способствовало и развитию экономики. Но в последние 10 лет ей пришлось очень туго.

Потеряв с распадом соцлагеря надежные рынки сбыта и не выдержав конкуренции с западногерманскими товаропроизводителями, предприятия бывшей ГДР либо приказали долго жить, либо сильно сократили объемы выпуска продукции. Следствием стала массовая безработица. По словам бургомистра Гриммы, сейчас в его городе каждый пятый житель трудоспособного возраста сидит без работы.

- Но мы немножко ниже среднего уровня безработицу имеем, потому что живем в промышленно развитой Саксонии, - считает О. Брюк. - А есть территории, где безработица достигает 35-40 процентов.

Семейная экономика

Жители бывшей ГДР (в Германии их называют "осси" - восточные немцы) постоянно сравнивают свою нынешнюю жизнь с прежней.

- Сейчас в продаже есть все, чего мы раньше в глаза не видели, - рассказывал 48-летний М. Зайферт, ведающий на МАG маркетингом и сбытом. - Мы можем путешествовать, свободно высказывать свое мнение. Проблем, в принципе, немного, пока есть работа. Потому что на все нужны деньги.

По моей просьбе Матиас рассказал о доходах своей семьи. Его жена трудится секретарем в ландратсамте (администрация района Мульденталькрайс, центром которого является Гримма) неполный рабочий день. Их 19-летний сын выучился на специалиста по укладке дорожных плиток и сразу стал безработным.

Ежемесячный доход семьи составляет 4-4,5 тысячи марок. Зайферты живут в доме (у нас бы сказали - в коттедже) со всеми удобствами. На оплату жилья и коммунальных услуг расходуется треть семейного бюджета. Оставшиеся деньги тратят экономно, чтобы раз в два года позволить себе заграничное путешествие. Но любимое место отдыха у Матиаса с женой - побережье Балтий-ского моря, куда они отправляются по выходным.

Семья имеет хорошую машину. В отличие от большинства немцев Матиас не исповедует "автомобильный патриотизм" и ездит на "Мицубиси".

- Объективно сейчас каждой семье живется лучше, - подытоживает М. Зайферт. - Но за нынешний уровень жизни с нас взяли высокую цену - мы лишились всеобщей занятости. Что лучше? Этот вопрос здесь часто задается. Мое личное мнение: жить так, как в бывшей ГДР, дальше было нельзя. Но современное общество очень жестокое и суровое. Либо ты в ногу идешь, либо выпадаешь из строя.

Среда обитания

На мою просьбу назвать три главные проблемы Гриммы, бургомистр О. Брюк ответил: безработица, реконструкция городских районов и экология. О проблемах с санацией окружающей среды говорил и ландрат - глава района Мульденталь-крайс Г. Гай.

Их актуальность в Гримме чувствуешь носом. В центре города есть небольшой парк с прудом. Все чистенько, уютненько, и утки плавают почти ручные. Но в жару от этого "лебединого озера" несет, как от сточной канавы.

- В сороковых годах в реке Мульде можно было купаться, - рассказывал ландрат. - Потом ее загрязнили бытовыми стоками. Проблему водоотведения удастся решить в будущем году с введением в строй большого коллектора. Есть надежда, что на берегах Мульде снова появятся купальщики. Рыболовы тоже настроены оптимистично.

А вообще внимание к проблемам экологии ощущаешь в Германии на каждом шагу. На дверях ванных комнат в номерах отеля "Гримма Зюд" висит обращение к постояльцам. На двух языках, немецком и английском, оно гласит: "Уважаемые гости! Вы наверняка представляете, какое огромное количество белья мы стираем еже-дневно, загрязняя природу нашей страны". А далее следует рекомендация: мол, если вы желаете сменить полотенца - бросьте их на пол. Но какой гад посмеет сделать это после столь проникновенного обращения!

В жилых кварталах Лейпцига на видных местах установлены целые ряды разноцветных контейнеров для сбора бытового мусора. Немцы обязаны его сортировать: одни ящики предназначены только для бумаги, другие - для стеклянных бутылок, третьи - для пластика. Причем стекло сортируется еще и по цвету - на бесцветное, коричневое и зеленое.

Люди во власти

Вот чем посткоммунистическая Германия сильно отличается от России, так это своими руководителями. Как говорится, почувствуйте разницу: ни управляющий МАG Т. Зеебер, ни бургомистр О. Брюк, ни ландрат Г. Гай не были в прошлом партийными функционерами.

Для своей фирмы Томас Зеебер - и швец, и жнец, и на дуде игрец. Он имеет два высших образования - техническое и экономическое. На работу приезжает в 6.30 утра, уезжает обычно в 21 час. Машину водит сам. Во-первых, в Германии не принято иметь личных водителей, а, во-вторых, посидеть за рулем для него - в удовольствие.

Отправляясь как-то в Лейпциг, он прихватил меня с переводчицей из Салавата Т. Прядко. Как мы потом узнали, в областной центр управляющий ездил для участия в заседании арбитражного суда, где самостоятельно представлял интересы предприятия. В МАG штатного юриста не держат: Томас знаком с азами юриспруденции. Лишь когда вопрос сложный, он прибегает к услугам юридических фирм. Выиграв в тот день судебную тяжбу, господин Зеебер долго возил нас по Лейпцигу, демонстрируя достопримечательности этого чудесного города.

Осмар Брюк возглавляет муниципалитет шестой год (в Саксонии бургомистров избирают на семь лет), прежде работал в МАG. Там же по сей день трудится его жена - первая фрау Гриммы. Мне бургомистр показался чрезвычайно милым и простым в общении человеком. Он самолично провел экскурсию по ратуше, подробно и весьма откровенно рассказал о сегодняшней жизни 800-летнего города и настроениях его жителей.

Район Мульденталькрайс возглавляет ученый - доктор наук Герхард Гай. "В миру" он занимался генетикой популяций домашних животных и считает, что его научное прошлое является хорошей основой для работы с людьми.

Стыдно за качество

Перед поездкой в Германию я обзавелась саквояжем турецкого производства. Помимо ручек он имел длинный ремень из хлипкого кожзама. Сотрудник МАG, отвозивший меня в берлинский аэропорт Шенефельд, с качеством ремня и происхождением саквояжа не разобрался - легко и бодро повесил на свое мужественное плечо. Когда вскоре поклажа грохнулась на пол, Клаус долго извинялся: мол, ему стыдно за немецкое качество. Пришлось нам с Таней Прядко его успокаивать. А потом мы дружно решили: вот когда каждому из нас будет стыдно за качество российских товаров, наша страна заживет не хуже Германии... n

(Продолжение в следующем номере).