02-11-01


300 дней губернатора

Какие мифы использует оппозиция против Петра Сумина

Начну с констатации одного факта, внешне звучащего не особенно скромно, но отражающего реальное положение дел. Автор этих строк - один из немногих людей в области (так уж исторически сложилось), кто может сказать в глаза действующему губернатору самые нелицеприятные вещи, не менее жесткие и хлесткие по сути своей, чем сомнительные с точки зрения объективности и добросовестности публичные заявления оппонентов и недругов П. Сумина. Но, как известно, критика критике рознь.

Сегодня мы стали свидетелями массированного заказного психологического штурма позиций губернатора (о причинах чуть ниже). Правда, этот штурм по своей примитивности, надуманности аргументов, мифологичности больше напоминает импровизированную атаку оловянных солдатиков. Главное оружие оппонентов П. Сумина - это та же система мифов и далеко не безоблачных легенд. Они, как и во времена предвыборной кампании, с разной начинкой: полуправда, досужие домыслы, передергивание фактов, нередко и откровенная ложь.

Итак, миф первый. В оппозиционной губернатору прессе усиленно муссируются слухи о его досрочной, добровольной или силовой, отставке. Даже опровергать эту абракадабру неприлично. Подобного рода слухи - либо бред больного воображения, либо следствие инфантильно-младенческого восприятия реальной действительности. Они рассчитаны на людей, прочно застрявших в болоте полного политического невежества.

Миф второй касается взаимоотношений действующего губернатора с так называемыми олигархами, интересы которых нередко лоббирует сам Кремль. Оппозиционная пресса утверждает, что П. Сумин в силу своего "консерватизма и несговорчивости" начисто испортил отношения с могучими финансово-промышленными магнатами и их покровителями в лице высших государственных чинов. Подобного рода домыслы - это результат прежде всего недостаточной осведомленности, мягко выражаясь, тех, кто пытается судить губернатора. Я как живой участник отдельных конфиденциальных переговоров губернатора с достаточно влиятельными лицами, представляющими в том числе и государственные интересы Кремля, смею утверждать: сегодня П. Сумин работает на самом широком пространстве в плане контактов, переговоров с представителями большого бизнеса, инвесторами, имеющими общенациональный вес. Губернатор, разумеется, особо не афиширует итоги таких конфиденциальных встреч. Другое дело, что П. Сумин равно дистанцирован от разных финансово-промышленных групп. Он никому из них не служит, ни под кого, как принято сегодня говорить, не ложится, сохраняя корректную форму независимости и самостоятельности во благо интересов большинства южноуральцев. Такая позиция губернатора далеко не устраивает отдельных представителей сильных мира сего. Отсюда и ничем не прикрытая ярость атак на него. И в то же время достоверно знаю, что П. Сумин согласен на любые контакты с деловыми людьми, если они идут на пользу области.

Миф третий. Оппозиционные губернатору СМИ, выполняя заказ своих хозяев, в самых разных вариациях обсуждают темы "краха" его экономической стратегии, грядущего всеобщего кризиса. Каждый волен иметь свою точку зрения в оценке происходящих в области социально-экономических процессов. Не менее очевидно и то, что нам далеко до процветания и мажорных рапортов. Но почему бы губернаторским оппонентам хотя бы для приличия, для видимой объективности не напомнить своим читателям и зрителям о таких тенденциях, которые достаточно четко обозначились в жизни области, судя по итогам девяти месяцев 2001 года. Главная тенденция - область сохранила позитивную социально-экономическую динамику. Рост 4,2 процента. Это реальный, статистически выверенный факт. Оппоненты говорят: маловато и слабовато по сравнению с предыдущими годами. Заметим, что сравнивать нынешние темпы с последефолтовским периодом - это не совсем корректно, даже неграмотно. После резкого спада темпы, как известно, всегда намного выше на фоне периодов, очищенных от посткризисных явлений. Кстати, объем инвестиций в основной капитал в области вырос за девять месяцев текущего года по сравнению с соответствующим периодом 2000 года на 26,6 процента, объем сельхозпродукции - на 22 процента. Темпы роста денежных доходов населения - на 30,7 процента. Есть заметные сдвиги в демографической ситуации: увеличилась рождаемость, уменьшилась естественная убыль населения (4,2 и 8,9 процента соответственно).

Разумеется, проблемы всегда были, есть и будут. Важно то, что губернатор с болью, искренне реагировал и реагирует на страдания и нужды своих земляков. Он не зачерствел, не очинушился, хотя, разумеется, всех ему пока не обогреть и вдоволь не накормить.

Миф четвертый. Оппозиционные СМИ прилагают немало усилий для демонизации отдельных фигур из окружения действующего губернатора. В частности, А. Косилову они вручили жезл всемогущего серого кардинала. Смею утверждать (как человек, достаточно хорошо знающий аппаратную кухню областной администрации), что на Южном Урале есть один реальный хозяин с абсолютной полнотой власти - это губернатор П. Сумин. Другое дело, что Петр Иванович физически не в силах проконтролировать до мелочей работу своих чиновников. В деятельности областной власти есть и будут свои издержки, изъяны и прорехи. Допускаю и то, что иногда непосредственные помощники губернатора предпринимают такие шаги за его спиной, которые не вписываются в стратегию и тактику первого руководителя области. Жизнь, как известно, сложнее любых схем. Но весь комплекс принципиальных политических, социально-экономических решений и вопросов губернатор жестко и надежно держит в своих руках, никому их не передоверяя. Губернатор не изменен в одном: он не приемлет диктата в системе партнерских отношений и ту породу дельцов, которые под флагом заботы об общем благе на деле руководствуются узкоэгоистическими, шкурными интересами.

Пятый миф касается тех главных факторов, которые обеспечивают политическую стабильность региональной власти. Оппозиционные СМИ таким исходным условием считают искусство губернатора уравновешивать интересы разных представителей крупного капитала и высшей кремлевской администрации. Между тем это, на мой взгляд, только половина правды. Подлинная сила губернатора состоит в его способности обеспечить баланс интересов всех социальных групп и слоев в своем регионе, интересы большинства, а не только и не столько интересы крупного капитала и высокопоставленного чиновничества.

П. Сумин делает максимально возможное, чтобы облегчить горькую долю наиболее обездоленных групп населения, тех, кто своим непосредственным трудом и умом создает материальные и духовные блага. Тому наглядное подтверждение хотя бы два факта: ровно год назад областная власть со значительным опережением по срокам (по сравнению с федеральным центром) повысила зарплату работникам социальной сферы на 20 процентов. И начало нынешней осени было ознаменовано тем, что по инициативе губернатора введена неплановая, досрочная надбавка к зарплате всем категориям бюджетников. Я уже не говорю о постоянной заботе и внимании П. Сумина к нуждам высшей профессиональной школы. При этом он не делит вузовские структуры на "своих" и "чужих", на сынков и пасынков.

Миф шестой. Нет большего блефа, чем рассуждения губернаторских оппонентов о том, что от П. Сумина постепенно отворачивается местная политическая элита, директорский корпус. При этом идут ссылки на изменение позиции менеджеров магнитогорского куста. Так вот. Со всей ответственностью и соответствующим знанием дела могу заявить: магнитогорская политическая и управленческая элита однозначно поддерживает недавно избранного губернатора, считая П. Сумина безальтернативным руководителем области и на сегодняшний день и на перспективу.

Валентин РОМАНОВ,

ректор Магнитогорского государственного университета, почетный гражданин Магнитогорска