02-11-02
Он прошел Афганистан, где его не достали пули моджахедов. И был человеком не робкого десятка, за что государство наградило боевыми орденами и медалями. Уйдя на "гражданку", он стал стрелком ВОХР. Военизированная охрана в мирное время, понятное дело, это вам не боевая обстановка где-нибудь под Кандагаром. И все же работа в ВОХР, по-видимому, хоть немного, но добавляла адреналина в кровь.
В тот злополучный день он, приняв горячительного по случаю Дня Воздушно-десантных войск, стоял на платформе в ожидании поезда. К сожалению, чересчур близко к ее краю. И не сказать, чтоб сильно был пьян, так, что называется, в меру. Но даже и этой "меры" хватило утратить осторожность.
Воздушное завихрение от подходящего к платформе поезда неожиданно затащило его между третьим и четвертым вагонами товарняка. Эх, голубой берет... Остались молодая вдова и двое малолетних детей.
Уж сколько раз твердили миру, что железная дорога - опасное место, где требуются предельная концентрация внимания и повышенная осторожность. А что же мы видим на деле? Праздношатающимися людьми наводнены вокзалы, станции и железнодорожные пути. Они устраивают романтические прогулы по железной дороге, здесь же выгуливают собак, а по пьяному делу иные норовят улечься спать подле рельсов.
А еще эта пресловутая спешка! Стремление выиграть минуту подчас оборачивается инвалидностью, а нередко - и самой гибелью. Нынче в зоне ответственности 7-й дистанции пути Южно-Уральской железной дороги произошло восемь случаев непроизводственного травматизма. Из них шесть закончились, как говорят врачи, летальным исходом. А три имеют самое непосредственное отношение к суициду.
Кто бы только объяснил, почему самоубийц тянет к столь болезненному способу умерщвления себя. Ведь гибель под колесами поезда особенно ужасна. Причем, как это ни кощунственно звучит, не всегда результативна. Совсем недавно один бросился под локомотив с явным намерением свести счеты с жизнью. А метельник - специальное устройство для сброса с путей посторонних предметов - помешал этому. И человек лишился только ноги. Если до этого жизнь у него была плохая, то станет еще хуже. Безвинному машинисту электровоза следователи потрепали нервы: а вдруг он виноват? Излечение незадачливого самоубийцы потребует немалых расходов и государства, и предприятия, где он работал. Что и говорить, хорошенький итог.
В то же время иные погибшие или травмированные не помышляли о суициде. Но только почему-то вели себя самоубийственно. Речь идет о тех, кто позволяет себе, например, запрыгивать на подножку вагона, когда поезд уже тронулся в путь.
А бывают уж совсем экзотические способы нарушений правил проезда по железной дороге. В зоне ответственности 7-й дистанции пути есть неэлектрифицированные перегоны. На этих участках поезда идут на тепловозной тяге. Пусть редко, но иногда случается, что пассажиры-безбилетники забираются на крышу вагона и едут на самой верхотуре по своим надобностям. Ни дать ни взять - как в гражданскую войну. Тут и до беды недалеко.
И все же предмет особой тревоги руководителей 7-й дистанции пути, конечно же, дети и подростки. Любит этот народ поозоровать на железнодорожных путях.
- Хорошо, что в текущем году, - не скрывает удовлетворения начальник дистанции С.В. Шилкин, - у нас не было ни одного случая травматизма детей на путях. И в этом, я думаю, есть некоторая заслуга наших дорожных мастеров. В последнее время они стали чаще бывать в пристанционных общеобразовательных школах и более доходчиво объяснять, сколь опасны шалости и озорство на железной дороге...
Вместе с тем Сергей Викторович ясно сознает, что воспитание детей и подростков лишь одними работниками железной дороги явно недостаточно. В нем активнее должны участвовать школьные педагоги и родители. Только совместными усилиями можно свести до минимума, а лучше изжить напрочь, детский травматизм на стальных магистралях.
Это в равной степени относится и к взрослому населению. Каждому, кто соприкасается с железной дорогой, необходимо иметь высокое чувство ответственности за сохранность собственной жизни и жизни окружающих людей. Не вызывает сомнений, что на железнодорожных путях должен быть создан строгий порядок, исключающий человеческие драмы. Давайте вместе для этого постараемся.
Степан ГАРИН