02-11-99


Полуистлевшая бомба из дырявого кармана

У российской армии должно быть новейшее вооружение

Виктор КОСОЛАПОВ

Челябинск

События в Югославии и на Северном Кавказе доказали необходимость оснащения российской армии современными видами вооружения и военной техники. К сожалению, государство бросило "оборонку" на произвол судьбы, поэтому далеко не всем предприятиям ВПК удалось сохранить свой потенциал. О ситуации, сложившейся на оборонных предприятиях Южного Урала, "Челябинскому рабочему" рассказывает главный инженер Челябинского автоматно-механического завода, председатель совета главных конструкторов Уральского экономического региона М.Л. Гельфонд.

- Тенденциозный подход к оборонной промышленности и к армии, существовавший в России в последнее десятилетие, привел к отделению страны от проблем обеспечения собственной обороноспособности, - говорит Михаил Леонидович. - Например, на содержание мобилизационных мощностей нашего региона государство направило в 1998 году от одного до 10 процентов от необходимого количества средств. Чем выше уровень госзаказа на оборонном предприятии, тем тяжелее его положение. Бремя и ответственность за выполнение заказа необходимо в равной мере поделить между всеми организациями, имеющими к нему отношение, в том числе энергетиками, газовиками, предприятиями коммунальной сферы.

Важнейшей проблемой работы оборонных предприятий стали кадры. За годы перестройки и реформ они не только значительно поредели, но и постарели. Это сегодня, а где взять людей потом, когда нет набора на оборонные специальности, которые были в Челябинском политехническом институте, ныне Южно-Уральском университете?

Я встречался с ректором ЮУрГУ Германом Платоновичем Вяткиным. Мы нашли полное взаимопонимание и обговорили пути восстановления утраченных позиций.

Российской армии сейчас неимоверно тяжело, пожалуй, тяжелее, чем промышленности. Мне довелось быть на учебных стрельбах в одной из дивизий Уральского военного округа. Артиллеристы все еще используют снаряды, изготовленные в 1946 году! А ведь у этих боеприпасов гарантийный срок - десять лет.

Наши медлительность и нерасторопность привели к тому, что российский оборонный экспорт опустился на пятое место в мире, пропустив вперед даже Израиль. Например, США экспортирует вооружений на сумму 20 миллиардов долларов, Великобритания - на девять, Франция - на шесть, Россия только на три миллиарда долларов.

Необходимо расширять торговлю с ближним зарубежьем, пока наши бывшие союзные республики не стали покупать оружие у стран НАТО.

- Михаил Леонидович, какую роль в решении задач, стоящих перед предприятиями ВПК, будет играть совет главных конструкторов (СГК) Уральского экономического региона, созданный недавно, председателем которого вы являетесь?

- Создание совета главных конструкторов определила сама жизнь. Начало было положено на совещании Уральского регионального центра Российской академии ракетных и артиллерийских наук в январе этого года в Челябинске. В политической неразберихе нашего времени центр тяжести по управлению предприятиями оборонного комплекса стал перемещаться в регионы, и эта тяжесть легла на плечи региональных властей, которые в полной мере к этому были не готовы.

Какой будет эффективность работы СГК, зависит только от нас, но идея очень хорошая: объединить усилия специалистов и руководства областей в решении насущных задач предприятий оборонного комплекса Уральского региона.

-Челябинский автоматно-механический завод практически десять лет не получал оборонного заказа, как и многие другие предприятия ВПК. Сейчас такие заказы пошли, хотя, честно говоря, радоваться тут особо нечему, стреляем-то по своим, пусть ваххабитам или террористам ... Над чем сейчас работает АМЗ?

- Завод полностью замкнул на себе выпуск систем управления реактивных снарядов залпового огня, участвует во всех научных работах по созданию модернизированных и новых поколений этого вооружения.

Не забываем и гражданскую продукцию: ориентируемся на автомобильную промышленность, выпуская целую гамму запасных частей и комплектующих, таких, как тормозные шланги и их элементы, цилиндры амортизаторов к легковым автомобилям. В содружестве с другими заводами области могли бы выпускать амортизаторы в сборе. Совместно с организацией "Спецавто" Челябинска освоили изготовление тормозных камер к прицепам и автомобилям, начинаем готовиться к производству газораспределительных устройств к грузовым автомобилям. Это представляет интерес для УралАЗа. Расширяем номенклатуру спецкрепежа к грузовым автомобилям и прицепам. Наращиваем выпуск газовых плит и начали выпуск электроплит. Однако для увеличения их производства необходима помощь областных властей. Челябинская область должна комплектоваться нашими плитами. Больше мы ничего не просим.

Наш завод - один из уникальных заводов боеприпасной отрасли оборонного комплекса страны. Сегодня мы не только полностью налаживаем былое производство, но и осваиваем новые виды боеприпасов. Сделали заявку на изготовление полного комплекта элементов боеприпасов к малокалиберным артиллерийским системам, выиграв у Кемеровского механического завода на условиях честной конкуренции. В этой связи у Челябинской области есть реальная возможность перехватить инициативу выпуска полного комплекта малокалиберного выстрела, подключив к этому, например, завод "Сигнал". Это в полной мере касается и крупного артвыстрела, поскольку в области достаточно механических заводов по выпуску корпусов снарядов, есть в Копейске и снаряжающее предприятие - завод "Пластмасс".

- Михаил Леонидович, вы всю жизнь работаете на оборонных предприятиях. Но ведь ваша продукция несет людям смерть...

- В среде оборонщиков большой резонанс получило письмо, которое направил тогдашний руководитель "Лидера" Бухдрукер. Помните, он каялся перед руководством Германии за то, что на заводе имени Колющенко во время Великой Отечественной войны выпускались "катюши"? В отличие от молодого бизнесмена я заявляю, что делал, делаю и буду делать современные виды вооружения, способные уничтожить любого врага России.

Не буду просить прощения у тех, кто, возможно, пострадал от наших снарядов. Мне не стыдно за свою профессию. Стыдно бывает по другому поводу, когда Россия униженно просит у США деньги на укрепление собственной обороноспособности.

Полгода назад выступил с инициативой по созданию в Челябинске музея Победы. Рад тому, что меня услышали и простые люди, и власти. Сейчас у нас есть не только желание организовать музей Победы, но и средства для этого. n