02-12-98


"Золото" партии?

то за комиссия, Создатель?

Теперь для полного хэппи-энда осталось преодолеть всего один рубеж - довести заявки до областной комиссии по проведению газпромовского аукциона. Здесь тоже есть любопытный поворот.

Комиссию в регионе возглавила заместитель председателя фонда имущества Галина Фарафонтова. А в состав ее в числе прочих вошли заместитель председателя областного комитета по управлению госимуществом Валентина Каширина, специалисты тогда еще фондового центра Леонид Власов (позже председатель фонда имущества) и Юрий Суханкин, чьи фамилии сегодня фигурируют в уголовном деле.

Так вот, следователи прокуратуры уверены, что без участия некоторых членов комиссии начатое предприятие довести до конца было бы затруднительно. По крайней мере, руководство не только догадывалось, но и знало о подтасовках. Не зря, мол, списки участников аукциона верстались с пробелами. После их заполнили подложными данными.

Единственная опасность, которая могла подстерегать прорабов ваучерной перестройки, исходила от центрального аукционного пункта Южно-Уральской фондовой биржи, который возглавлял "чужак" А. Верзаков. Многочисленные промахи в документации становятся явными при внимательном рассмотрении. Поэтому от греха подальше решено было передать поддельные бумаги не в центральный пункт, как того требовал установленный порядок, а сразу в комиссию.

В распоряжении следствия есть памятка, написанная секретарем этой комиссии Л. Власовым. Видимо, для себя: "Все заявки и документы проходят через центральный аукционный пункт. Это плохо. Надо исправить". Сказано - сделано. Миасской "липе" открыли "зеленую улицу".

В. Халявин позже выдвинул новую версию: его филиал сдал вначале 422 заявки, потом - 68 (первые - подлинные, вторые - поддельные). С последними, дескать, припозднился, и Верзаков выразил неудовольствие: принимать не буду, сам-де с комиссией разбирайся. Поэтому, минуя "среднее звено", выполняющее техническую работу, пришлось обращаться напрямую к Власову.

С данными прокуратуры это согласуется, мягко сказать, не очень. 68 заявок сданы второго, а 422 только пятого июля. В общем, не вытанцовывается с хронологией. Получается, что "липу" пристраивали первой, поэтому версия В. Халявина критики не выдерживает.

Шила в мешке не утаишь. 18 июля 1994 года президент ЮУФБ Ефим Медников в своем письме проинформировал руководителей комиссии, а также комитета по управлению госимуществом и фонда имущества: общее число заявок не соответствует тому количеству, которое прошло через центральный аукционный пукт. Медников предупреждал об этом, чтобы впоследствии избежать недоразумений. Надо ли удивляться тому, что его "сигнал" остался без внимания?

Посылка без райских яблочек

Курс "народного аукциона" составил в области 800 акций "Газпрома" на один ваучер. Участвовало в нем около 7 тысяч южноуральцев, которые в большинстве своем сдавали только свои чеки. Поэтому результат 68 "крестников" ЧИФа побил все рекорды. Им досталось примерно 30 миллионов акций российского монополиста.

Вскоре начал действовать региональный депозитарий в Банке содействия приватизации (БСП), где открыли счета-депо на каждого акционера "Газпрома" из проживающих на Южном Урале. Как, наверное, уже можно догадаться, 68 счетов оформили по подложным доверенностям.

Далее на авансцене появляется долгожданная тарелочка с голубой каемочкой. В мае 1995 года собрание акционеров газовой компании утвердило дивиденды в размере 200 процентов, и на клиентов БСП тогда же завели лицевые счета, куда можно было перечислять деньги. Опять-таки 68 из них воспользоваться "законными" не удалось, ибо, не ведая того, они вновь "доверили" сотруднику ЧИФа А. Бушкову получить дивиденды вместо себя и распорядиться ими как душа пожелает. Он так и сделал, забрав наличкой 480 миллионов рублей. Малообеспеченным и бюджетникам от этого пирога не досталось и крошки.

Теперь уже можно сказать с уверенностью: фокус с ксероксной коробкой, в которой деньги лежат, - изобретение местное. Этот трюк проделали у нас задолго до того, как его повторили в Кремле. Полмиллиарда (пусть и "деревянных") представители фонда сложили в картонную емкость, упаковали как посылку и оценили в 1 рубль. В отличие от О. Бендера у них и мысли не возникло отправить сей груз в Минфин. Посылка N 1 (такая ей выпала честь) была сдана на хранение в БСП.

Вероятно, столь новаторский подход был обусловлен нежеланием лидеров фонда купаться в лучах славы. Чтобы разместить наличкой на депозите столь внушительную сумму, нужно получить разрешение налоговой инспекции, что представлялось нежелательным. Да и снимать деньги со счета хлопотно: у банков есть ограничения. Другое дело - посылка. Взял, и даже доказывать никому не надо, что забыл положить в нее для любимой бабушки баночку варенья из райских яблочек.

В ту пору на горизонте уже замаячили большие осложнения. Началось следствие по делу о "магнитогорских миллиардах", которое могло вывести прокуратуру на газпромовские акции. Поэтому междепозитарный перевод, последовавший в апреле 1996 года, следователи расценивают как превентивный шаг со стороны руководителей ЧИФа. Чтобы не рисковать, они перевели акции из БСП в московский депозитарий N 835 "Газпромбанка". Почти год ценные бумаги лежали там без движения. Но затем все круто изменилось.

В марте 1997 года полпреды ЧИФа открыли на его имя счет-депо в том же депозитарии N 835. Через несколько дней, вновь воспользовавшись миасскими доверенностями, переоформили акции на инвестфонд. Таким образом завершилась многоходовая комбинация.

ЧИФ СЗН подал заявку на участие в торгах Федеральной фондовой корпорации и в течение марта-апреля 1997 года продал весь газпромовский пакет ряду фирм. Группа, в которую входят Восточная инновационная и Северная инвестиционная компании, а также "Ренессанс-Капитал", из 30 миллионов акций приобрела 25. ЧИФу СЗН (продолжим для ясности называть его так, хотя он и был преобразован в АО "Холдинговая компания СЗН") эта сделка принесла 120-130 миллиардов старых рублей. Рядовым акционерам, однако, из них не досталось ничего.

Пустые векселя

Последнее действие было разыграно в паре с внешнеторговой фирмой "Энергия", входящей в систему Минатома. Партнеры заключили соглашение, в соответствии с которым ЧИФ приобрел у "Энергии" 106 векселей на общую сумму 115 миллиардов рублей. Выпущены они были десятью юридическими лицами - такими, как воронежское НПО "Электроника", также Воронежский завод полупроводниковых приборов, предприятие "Саратовнефтегеофизика", Щебекинский нефтяной завод, что в Белгородской области. Ряд эмитентов (фирм, оформивших векселя) находится на территории Москвы - "Риотен-Прайз", "Мар-строй" и другие.

Финансовую операцию, о которой идет речь, еще можно понять, если б векселя были "чистыми", то есть абсолютно надежными. Но следствием установлено, что уже на момент сделки по крайней мере часть их была просрочена. То есть стоили они не дороже бумаги, на которой были напечатаны, так как ни одна находящаяся в здравом уме организация не примет к погашению просроченный вексель.

Если же окажется, что просрочены все купленные векселя (сейчас это как раз выясняется), картина получится и вовсе странной: коммерческая структура выбрасывает "живые" деньги без счета, ничего, по сути, не получая взамен. Неужели ошиблась, недоглядела что-то бывалая команда?

Да нет, непохоже на это. Напрашивается другой вывод: таким образом ЧИФ СЗН рассчитался с "Энергией" за какие-то оказанные ею услуги. История о том пока умалчивает. Но в компетентной организации надеются пролить свет на темную сторону вещей. Возможно, здесь замешана политика, следствие этого не исключает. Как известно, В. Головлев и сподвижники - заметные люди в "Демократическом выборе России". "Энергия" же - внешнеторговая фирма, имеющая обширный круг партнеров. Поэтому две ниточки связываются в узелок: ДВР через ЧИФ и "Энергию" мог для неких целей взять в долг крупную сумму. Пришла пора возвращать кредит, и его действительно вернули - под прикрытием хозяйственной деятельности инвестфонда.

Косвенным образом о связи экономики и политики на макроэкономическом уровне говорит и такой факт: компаньон "деморосов" исполнительный директор неприметной фирмы "Оскар" В. Кумин, о котором говорилось выше, стал аж (не удивляйтесь) экспертом совета директоров РАО "ЕЭС России", возглавляет которое ныне один из лидеров ДВР А. Чубайс.

Но даже если предположение о "партийном следе" вырученных миллиардов верно, акционеры ЧИФа в итоге скорее потеряли, чем обрели. В любом случае они - пешки в разыгранной партии. Не более того. Хотя последствия большой игры на том могут для них не закончиться.

Прокуратура намерена оспорить законность проведения газпромовского аукциона. Если суд убедят ее доводы, автоматически под сомнение будет поставлена продажа ЧИФом СЗН пакета на московских торгах.

"Ренессанс-Капитал", который стал главным покупателем ценным бумаг, - заметная фигура на российском инвестиционном небосклоне. Его реакцию нетрудно предугадать. Он не смолчит, скорее всего потребует компенсации от Федеральной фондовой корпорации, устроившей "сомнительные" торги. А та в свою очередь отыграется на ЧИФе. Кто тогда больше пострадает - инвестбоссы или рядовые акционеры, которые и без того теряются в догадках: что же осталось ныне в фонде, посулившем им золотые горы?

Евгений КИТАЕВ.