02-12-98


Михаил Круг: "Не собираюсь уподобляться сексуальным инвалидам вроде Пенкина и Моисеева..."

Как ни крути, а на сегодняшний день автор-исполнитель из Твери Михаил Круг популярнее многих российских звезд эстрады. Если брать за основу общую сумму проданных им за последние полгода компакт-дисков и аудиокассет. А именно такой критерий является основополагающим при составлении артистических парадов популярности во всем мире. Статистика - вещь неумолимая: уже пять месяцев альбом Михаила Круга "Мадам" является абсолютным лидером продаж всех музыкальных магазинов и отделов Челябинска. Огромную популярность артиста у челябинской аудитории подтвердил аншлаг на двух его недавних концертах в Челябинске.

- Михаил, народ заполняет до отказа концертный зал, а ведь вас даже ни разу по телевизору не показывали. Почему?

- А этот вопрос вы лучше задайте главному продюсеру ОРТ Константину Эрнсту. Это он запретил показывать мои клипы, а также песни Новикова, Кучина, Жарова, Полотно и других артистов, работающих в жанре "русский шансон". И мотивировал это ... "ненормативной лексикой" в наших текстах. Я смотрел один раз телевизор, так в какой-то программе ведущие всерьез обсуждали, занимался ли Герцен онанизмом. Ужас! И после этого они лицемерно ищут в моем творчестве мат. Ну и пусть не показывают, я не огорчаюсь, зато тиражи моих дисков и кассет в десятки раз превышают тиражи тех, кто постоянно мелькает на голубом экране.

- Вы назвали свой стиль "русский шансон". Почему, на ваш взгляд, лагерная лирика, романтика воровской жизни и зоны так популярны у россиян?

- Да потому, что эта тема близка и понятна простым русским людям. Буквально на генетическом, подсознательном уровне. Уже который век наш народ всячески притесняют, сажают. Как начал Иван Грозный гайки государственные закручивать, людишек на каторгу ссылать, так все последующие цари, а потом коммунистические правители нашей страны этим регулярно занимались. Почти в каждой русской семье кто-нибудь да сидел. А начало расцвета русского шансона приходится на времена сталинского режима, когда лагеря до предела заполнились интеллигенцией. Все блатные стихи написаны именно интеллигентами, а не серьезными убийцами, ворами и насильниками. Людей ведь и в зоне не отпускает искусство, они ищут общения, возможности самовыразиться, а когда вокруг колючая проволока - о чем им еще писать? Среди интеллигенции много евреев, поэтому вся музыка русского шансона зиждется на еврейской народной песне. За то, что мы сейчас имеем возможность слушать наш жанр, мы обязаны именно евреям. Плюс - цыганские перепевы и богатейшее наследие русских народных песен.

- Вы поете про тюрьмы, будто вас там и воспитали?

- Да нет, я как раз из интеллигентов. Родом я не с Колымы, а из обычного русского города Твери. Мама - бухгалтер, отец - начальник автодороги Москва-Рига. Сестра тоже не зечка какая-нибудь - учительница физики.

- А как вы приобщились к творчеству?

- Отлично помню, первое стихотворение я написал в 13 лет. Когда учился в школе, всегда хотел быть первым и очень страдал из-за того, что уступал по оценкам отличнице-сестре. Захотелось сделать такое, чего она не может. Написал что-то на тему пиратов - так она вначале не поверила в мое авторство. Потом пиратов сменили бандиты, и постепенно стихи стали работой.

- А музыка? Еврейские корни дали знать?

- (Смеется) Ну почему, все было гораздо серьезнее. Я прошел жесткий отбор в детскую музыкальную школу и учился в ней по классу баяна. Правда, аттестата так и не получил, музыкальную школу бросил ради занятий в хоккейной секции. Но в конце концов победили музыкальные способности.

- Откуда берутся сюжеты ваших песен? Знакомые бандиты рассказывают?

- Мои песни наполовину автобиографичны. Образно выражаясь, я как рыбак, у которого на крючке килька, а он кричит, что поймал кита. Что-то испытал сам, а остальное додумал. Например, многим известная песня "Девочка-пай". Было дело, дарил девушке цветы и, действительно, я их в киоске отнял у продавщицы. Потом прошло много лет, я вспомнил тот случай, придумал вокруг него ситуацию, сочинил интригу и получилась песня. Ну и с людьми, конечно, общаюсь, что-то из их рассказов беру. И это не обязательно закоренелые зеки и воры в законе, обычные люди, испытавшие тяготы неволи. А все мои лирические песни навеяны воспоминаниями о первой любви, ту мою девушку я никогда не забуду, до сих пор у меня масса эмоций, которые я и выражаю в творчестве.

- Вернемся к вашему концерту в Челябинске. Как вам наш город?

- Приглашение приехать в Челябинск я принял с большим удовольствием. Два года назад был здесь, и мне очень понравилось. Перед концертом специально пошел во дворец спорта "Юность", на хоккейный матч "Трактора". С интересом посмотрел первый период, ваши мастера как раз проигрывали, и я очень жалею, что пришлось прерваться - пора было спешить на собственное выступление. Сам я болею за московский "Спартак", но ваш "Трактор" очень уважаю. Челябинск принес мне массу положительных эмоций. Я ведь на Урал приехал после гастролей по США и Европе, за границей так по снегу соскучился. А у вас тут такой снегопад красивый.

И теплый зрительский прием южноуральцев пришелся по душе. Больше всего артисту запоминается тот концерт, на котором аплодисменты звучали громче всего. Во Владимире, например, зал слушал меня стоя, люди не отпускали со сцены, пока "Владимирский централ" трижды не спел. Вот и ваши зрители встретили, как земляка или старого знакомого.

- Когда к Михаилу Кругу пришел всероссийский успех?

- В Твери я давно был известен. В 1995 году принес на московскую студию "Союз" свой уже четвертый по счету альбом. Вышел "Жиган-лимон", его хорошо раскупили, и через месяц я подписал с "Союзом" контракт на совместную деятельность. И раскрутки-то как таковой не было - ни клипов по ТВ, ни ротации хитов по радио. Просто мои альбомы поступали в магазины разных российских городов, их покупали и слушали. Какого-то особого восторга после заключения контракта с "Союзом" и начавшейся популярности я не испытывал. Всегда знал себе цену.

- Ваше творчество - это способ заработать деньги или нечто большее?

- Сейчас - это профессия, а раньше было обычным хобби. Работал я водителем, потом бригадиром, потом - начальником автоколонны. Шикарная в советское время была должность, я направлял машины на мясокомбинат, молокозавод, в продуктовые магазины. Сами понимаете, слова "дефицит" для меня не существовало. Но бросил все и занялся сочинительством песен всерьез. Свои первые альбомы начал записывать в 1987 году, денег только на хлеб хватало, "Приму" курил. Поднялся, и сейчас совсем не жалею, что за свои песни получаю приличные деньги. Заработок и свободу творчества мне удается совмещать.

- Ваш любимый зритель?

- Никогда не думал об этом. Люди. Обычные люди - здоровые мужчины и нормальные женщины. Для них и пою нормальные мужские песни о любви, свободе и неволе и не собираюсь кривляться, уподобляясь сексуальным инвалидам вроде Пенкина и Моисеева.

- Говорят, вас судили и дали срок в 10 лет?

- Неправда. Хотя на суде один раз присутствовал, когда развелся с женой и через суд получал обратно своего сына, я его теперь сам воспитываю. Увы, как у многих творческих людей, мое семейное положение оставляет желать лучшего.

Роман ГРИБАНОВ

Р.S. Спасибо за помощь в подготовке материала фирме "Логика", всем сотрудникам "L-радио" и фирме "ЛеГран" за фото.