03-02-2000


Гонки на выживание

Один из лучших российских автогонщиков челябинец Андрей Панченко вынужден защищать честь екатеринбургского клуба. Почему?

Сергей ЖИТИНЕВ

Челябинск

Андрей Панченко жаловаться не привык. Он пришел в редакцию по нашей просьбе, чтобы рассказать о последних соревнованиях этапа чемпионата и Кубка России по авторалли, на которых он стал третьим. Лавры этой победы он поделил не с родным городом, а с соседним Екатеринбургом, за который Андрей выступает последние несколько лет.

- Я знаю, - говорит он, - что некоторые болельщики воспринимают мое решение выступать за Екатеринбург как предательство. Но те, кто представляет себе, в какой ситуации находится сегодня челябинский автоспорт, меня понимают. Я профессиональный автогонщик, и, чтобы поддерживать собственный уровень, необходимо постоянно выезжать на соревнования. К сожалению, Челябинск мне такой возможности предоставить не может.

Это только несведущие люди полагают, что в спорте непременно побеждает сильнейший. Современный спорт - это немалые деньги. Сегодня на спортивной дистанции зачастую выживает тот, кто сумел обзавестись более богатым спонсором. Естественно, что не каждому под силу подобные "гонки на выживание".

Имя 41-летнего Андрея Панченко - из числа знаковых для современного челябинского спорта. Среди любителей авторалли он заслуженно считается одним из самых авторитетных и титулованных гонщиков. Мастер спорта по авторалли. Неоднократный призер чемпионатов России и чемпион России 1990 года. Участник международных соревнований по авторалли и этапа чемпионата Европы 1991 года, где он занял второе место в своем классе. Три раза уверенно побеждал в "гонках на выживание", не проиграв ни одного заезда. Стал третьим на проходившем в середине января в Свердловской области этапе чемпионата и Кубка России по ралли. На протяжении ряда лет защищал честь челябинского СТК "КамАЗ". Сегодня выступает за детско-юношескую спортивно-техническую автомотошколу Екатеринбурга.

Приглашение выступать за Екатеринбург Андрей Панченко принял несколько лет назад. К этому времени автомотоспорт в Челябинске оказался в загоне.

- Прежде автоспорт в Челябинске держался исключительно на энтузиазме Александра Константиновича Новокрещенова, заслуженного тренера России, руководителя СТК "КамАЗ", - рассказывает Андрей Панченко. - С его смертью все рухнуло словно в одночасье.

Соседи предоставили челябинскому гонщику монстра на колесах - автомобиль "Мицубиси-Лансер" третьего поколения. Стоит эта двухцилиндровая полноприводная гоночная машина около 80 тысяч долларов и считается одной из лучших в среднем классе гоночных машин на российских трассах.

- Я живу в Челябинске, мне нравится этот город, - говорит Андрей Панченко, - но здесь я никому не нужен.

Однажды Андрей Панченко обратился к одному из самых известных челябинских предпринимателей за помощью и с предложением разместить его торговую марку на своем автомобиле. Коммерсант высокомерно ответил, что предпочитает завесить город рекламными "растяжками" и потом рассчитаться за них продуктами. В общем, дал понять, что такая реклама ему вовсе ни к чему, и помочь отказался: Отказывали и другие директора крупных и малых заводов и фирм. Не дозрели наши предприниматели до такой рекламы.

Панченко, впрочем, зла на несостоявшихся спонсоров не держит.

- Кто знает, может быть, так и нужно, - говорит он. - Жаль только, что поддержать автоспорт в Челябинске сегодня некому, а лучшие местные автогонщики разъехались по городам и весям и выступают за иногородние клубы.

Удивительно, но пока я разговаривал с Андреем, он ни разу прямо не пожаловался на невнимание к собственной персоне спортивных чиновников, спонсоров и просто людей, от которых зависит развитие спорта в Челябинске.

- Голова у меня есть, руки тоже. Стало быть, и остальное сложится, - просто и без вызова говорит он.

Наверное, нет ничего страшного в том, что Андрей Панченко, живя в Челябинске, выступает за екатеринбургскую спортшколу. Такие примеры в отечественном спорте давно уже не воспринимаются как нечто из ряда вон выходящее. Настоящие профессионалы, как бы ни было трудно, в любые времена найдут себе место. Будут и успешные заезды, и победы на престижных соревнованиях. Но делить радость побед и гордиться успехами вместе с Андреем придется не нам, а нашим соседям. Что ни говорите, а обидно за малую родину.

Тенденция, однако

Смена места жительства талантливыми спортсменами и тренерами или их переход из клуба в клуб внутри города приобрели в Челябинске характер тенденции. Достаточно вспомнить хоккеистов "Трактора", десятками уезжающих в последние годы в чужие богатые команды из родной, но бедной. Пока город и область не в силах удержать дома не только сильных хоккеистов, но и велосипедистов, мотогонщиков, конькобежцев, стрелков, волейболистов: Список можно продолжать до бесконечности. Причина элементарная: денег, заложенных в бюджеты спортивных организаций, школ и клубов, порой хватает только на зарплату для тренеров. Бедны и спортивные федерации, за исключением двух-трех.

Есть ли выход?

- Мы научились делить расходы по содержанию перспективных атлетов с другими регионами, - говорит председатель областного спорткомитета Геннадий Чариков. - Например, кандидат в олимпийскую сборную-2000 по стендовой стрельбе Елена Ткач постоянно тренируется теперь в Воронеже, потому что в Челябинске сегодня нет пригодного для мастера такого класса стенда. Воронежцы покупают Елене дорогие патроны, дома она получает стипендию и приносит параллельный зачет обоим городам. Так же, как и проживающая в Москве дзюдоистка Светлана Гундаренко, переехавшие в уфимский региональный центр "Агидель" воспитанники челябинского и копейского велоспорта. Бывшая волейболистка "Метара" Екатерина Гамова уже два года выступает в составе знаменитой "Уралочки".

Впрочем, есть и другие примеры. Областная федерация дзюдо в разные годы подставила плечо оказавшимся не у дел туапсинцам Дмитрию Морозову и Виталию Макарову, курянину Юрию Степкину, которые сегодня являются лидерами национальной команды и борются за путевки в Сидней.

Борис ТИТОВ