03-02-99


"Мне хочется из всего сделать конфетку"

На минувшей неделе наш замечательный флейтист, а в последнее время и дирижер камерного оркестра Адик Абдурахманов отметил 15-летие своей творческой деятельности.

Звучит слишком академично и очень не в духе самого Адика. Его проблема и наша радость в том, что он - увлекающийся человек. Ему бы отказаться от учеников, да все способные - и в музыкальной школе, и в училище, и в институте культуры. А еще есть аспиранты в Екатеринбургской консерватории, где сам Адик учится на дирижерском отделении, есть работа в оркестре оперного театра. И его главное детище - камерный оркестр, недавно получивший свое название - "Классика".

А. Абдурахманов в свои 37 лет знает, что такое успех. Еще во времена своей учебы в Ленинградской консерватории он входил в пятерку лучших молодых флейтистов России. Было лауреатство во всероссийском конкурсе и диплом конкурса международного. В Челябинске он расшевелил музыкальную молодежь, сумел вдохновить опытных музыкантов. А главное - заинтересовать слушателя. "Мне все интересно", - говорит Адик. А нам было интересно послушать, что он сам думает о разных вещах.

О концертах:

- Американцы, известные своей пунктуальностью, провели исследования и выяснили, что сольное выступление, условно говоря, средний слушатель воспринимает в течение 20 минут. Камерный оркестр, тоже условно, - 45 минут. А симфонический можно два отделения слушать.

Я должен просчитывать выступление, как спектакль. Движение должно идти по нарастающей. Нужны кульминационные точки, а заканчивать необходимо "бисовыми" вещами. Композитор Тимур Коган, который сочинил "Галатею", говорил: "Профессиональным композиторам не хватает демократичности". Думаю, он прав.

С другой стороны, факт: сознание слушателя отстает от развития музыки на 100 лет. Я сомневаюсь, что кто-нибудь из немузыкантов будет с восторгом слушать, скажем, симфонию Шостаковича. Просто не выдержит. Я это знаю по себе и своим знакомым. Многие после первой части засыпали.

Поэтому я беру вещь несложную, всем доступную, чтобы человек пришел в концертный зал еще. Но красивую. Все равно на ней развиваешься. И приятно играть.

О близком сердцу:

- "Барокко" в переводе значит кружевной, вычурный, галантный. А нас в консерваториях как учили - никуда от темы, точно по тексту. А где, спрашивается, кружева?

На самом деле все не так: барокко - это джаз, и даже в 100 раз хлеще. Двухчастная форма: репризу играешь по тексту, а при повторе импровизируешь. Натурально, как в джазе, только в традициях того времени. Можешь украшения придумывать, можешь ноты - по аккорду, разумеется.

Такая манера исполнения сейчас очень актуальна. Так и называется - аутентичная. Аутентичная тому, как играли много веков назад. Когда я учился, об этом только слухи ходили. В России этого еще не знали. Сейчас и в Москве, и в Питере возникает много "аутентичных" ансамблей. Я и в Екатеринбурге говорю ученикам: займитесь этим. Это ведь жутко интересно!

О "Классике":

- Когда-то у меня была идея-фикс: духовой квинтет. И он появился, правда, просуществовал недолго. Затем была попытка создать камерный оркестр, костяк которого составляли музыканты, учившиеся в Питере. Сделали две программы и как-то успокоились. Я говорил: "Нужно развиваться". Если стоишь на месте, значит, падаешь вниз.

А потом я сам занялся дирижированием. И подумал: дай-ка сделаю одну хорошую программу. Потом еще одну. Затем мой ученик Игорь Ретнев спел в Москве "Stabat Mater" и приехал с этой вещью сюда. В Челябинске, кстати, был первоначальный вариант - два солиста и оркестр...

Я считаю всех, кто играет в камерном оркестре, единомышленниками. Они захотели играть. Какой бы ни был в театре оркестр, музыкант в нем - винтик. А в камерном - каждый человек на виду, играет почти что соло.

Костяк формировался лет пять. Подбирались по звуку. Знаете, в хоккее есть тройка нападения? Когда каждый - индивидуальность, но все работают на общее дело. Так вот, сегодня в "Классике" подобрался оптимальный для города состав. И есть какое-то горение, есть цель - создать нечто ценное и настоящее.

Об учениках:

- Я никогда не говорил ребятам: поступайте в училище. Были очень способные - никому не говорил. Человек сам в какой-то момент понимает, что не может без музыки жить. Но если он выбрал эту профессию, то должен стать фанатом своего дела, отдать инструменту всего себя. Спрашивают: а почему у вас столько талантливых учеников? Отвечаю: просто повезло. Один способный, второй, третий. Лучшая мне похвала, когда ребятам говорят: "Какая у вас школа!" Дать вовремя ремесло - вот самое главное. В 20 лет уже ничему не научишь, физиология не та.

Об идеях:

- Все знают "Моцарта и Сальери" Пушкина. А многие ли слышали симфонию или концерт самого Сальери? Это музыка дефицитная. Ее никто не исполняет. А представляете такую программу: первое отделение - произведения Сальери, второе - сцены из Пушкина, а завершает все Моцарт. Я бы нашел ноты Сальери, подобрал самые красивые произведения из Моцарта. Мне интересно из всего сделать конфетку. А можно было бы устроить концерт серенад. Представляете, женщинам на 8 Марта какой подарок!..

Айвар ВАЛЕЕВ.