03-04-97


Частные предприниматели прекратили торговлю

Акция по введению с 1 апреля на ярмарках и рынках контрольно-кассовых машин провалилась

В этот день промтоварные ряды главной ярмарки города на площади Революции заметно поредели. Там, где раньше стояли машины с коврами, палатки с одеждой и обувью, - пустные места. Их хозяева не рискнули выехать с торговлей без контрольно-кассовых машин. Зато счастливчики, которые осилили их покупку, выставили кассовые аппараты на вид. Были в торговых рядах и те, кто на свой страх и риск вывесил в палатках одежду, выложил обувь. Маленький столик с импортной обувью и "челночные" сумки в клетку пристроились вплотную к автофургону с тканями. Прицениваюсь к туфлям, а попутно спрашиваю:

- Не боитесь торговать без кассового аппарата?

- Еще как боюсь! Только и гляжу по сторонам, - ответила продавец. - А что делать? Я - медик. Зарплата у нас - сами знаете какая... Сегодня у меня выходной, взяла на реализацию товар.

У подземного перехода продают со столиков коричневые куртки из кожзаменителя. По закону их тоже следовало бы вручать покупателю с кассовым чеком. Но товар явно с китайской барахолки, значит, сам предприниматель купил его без чека. Ситуация получается пикантная. Заезжие торговцы из китайских и кавказских краев беспрепятственно реализуют в Челябинске свой товар. Они не зарегистрированы у нас в качестве предпринимателей, и проблема кассовых аппаратов их совершенно не волнует: закон на этих торговцев не распространяется. А потому 1 апреля китайский рынок как ни в чем не бывало предлагал кожаные куртки и пальто, различную обувь. Высились штабеля радиоаппаратуры.

За продажу любого из этих товаров местному предпринимателю грозит штраф до 30 миллионов рублей. Такая несправедливость не могла не возмутить торговый люд. Днем на китайском рынке обычно бывает непробиваемая толпа народа, но в минувший вторник не меньше половины длиннющих торговых рядов под навесами пустовало.

- Почему ваши сегодня не торгуют? - спрашиваю молодого китайца.

- Испугались. Ушли. Продавцы с русского рынка приходили, ругались, бросали наш товар в грязь, - ответил он.

Чуть позже в Калининской районной администрации Челябинска подтвердили агрессивную настроенность толпы по отношению к чужакам.

Заречный рынок промтоваров 1 апреля не работал. Были закрыты практически все киоски и вдоль улицы Кирова. Продавцы кучковались. Одни эмоционально обсуждали свалившуюся на них беду, другие - не прятали от посторонних глаз бутылки, стаканы, закуску. У новых красивых павильонов заметила толпу женщин: частные предпринимательницы пришли навестить свой товар. Пристроилась к ним. Тревога, боль, возмущение - все через край.

Первого апреля так же наглухо, как на Заречном рынке, были запечатаны торговые ряды и у "Детского мира". Правительственная акция по введению контрольно-кассовых машин на ярмарках и рынках провалилась: частные предприниматели прекратили торговлю. Пока на неделю. 31 марта на площади Революции состоялся стихийный митинг торговцев. В тот же день они подали заявку на проведение официального митинга. Мелкие частные предприниматели - вчерашние учителя, врачи, инженеры готовятся отстаивать свое право на кусок хлеба. Право на труд, пусть даже и такой. Конечно, среди них немало и тех, кто обогатился на бизнесе, который раньше официально назывался спекуляцией. И не исключено, что именно они будут задавать тон в акциях протеста, отстаивая возможность не платить налоги сполна.

И все-таки... Вместе с водой не выплеснуть бы и ребенка.

Ольга СТРИЖОВА.

г. Челябинск.

* * *

Около 50 предпринимателей пикетировали 1 апреля Кыштымскую администрацию. Недоумение пикетчиков вызвала чехарда с искусственным разделением товара по месту его продажи. Если вещи лежат на земле, можно обойтись без кассового аппарата, если закрыты палаткой, то непременно внедряй электронику. Напрасно уличные бизнесмены доказывали, что тенты лишь прикрывают товар от осадков, но никак не от перепадов температуры, а на открытом воздухе кассы вскоре неминуемо придут в негодность. Тем не менее деятельность городского "пятачка" остановлена: слишком велик штраф за неисполнение постановления - 30 млн. рублей. Пришедшие в городскую мэрию не без основания считают принятый документ противоречащим федеральным законам и являющимся ни чем иным, как весенним наступлением правительства на частно-предпринимательскую деятельность. Тем более, что для большинства уличная торговля не бизнес, а порой единственная возможность выжить. Пока суд да дело, городской бюджет ежедневно теряет более миллиона рублей (такова в среднем дань с уличной торговли) в связи с вынужденной забастовкой предпринимателей. Все свои недоуменные вопросы они изложили в письме на имя главы города В. Щекочихина.

Виктор РИСКИН.

г. Кыштым.