03-04-98
В начале 80-х за две недели до очередного ФЛЮСа в "Челябинском рабочем" вышла большая статья о предстоящем празднике. Газетный материал вызвал необычайный гнев тогдашнего первого секретаря обкома. Обрушившись на "Челябку", он выдал афоризм, достойный героев Салтыкова-Щедрина: "Надо еще посмотреть, над чем они там смеются. Может быть, они над нашими недостатками смеются". ФЛЮС хотели закрыть. Но после скандала обком партии приехал на фестиваль чуть ли не в полном составе: всем захотелось своими глазами увидеть недозволенное. В те доперестроечные годы ФЛЮС на самом деле был, пожалуй, единственным культурным мероприятием в Челябинске, независимым от какой-либо цензуры. Это придавало празднику некую пикантность. В парткоме ЧТЗ всякий раз при распределении билетов на ФЛЮС выражали недовольство: опять, мол, много чужих.
- Кого? - спрашивали их.
- Ну, этих, незаводских - всяких профессоров, журналистов разных...
Между тем ФЛЮС давно уже стал общегородским праздником, на его площадках рождались новые имена поэтов и писателей, певцов и музыкантов. Здесь начинали свою карьеру известные барды Олег Митяев и Петр Старцев, еще совсем неоперившийся тогда поэт Костя Рубинский, блистали сатирики Семен Нестеров и Феликс Вибе, смешила пациентов "самая веселая медсестра города" Анна Колотушкина.
Все эти годы ФЛЮС и "Челябка" были друзьями, за что обоим частенько попадало. Около десяти лет вела летопись ФЛЮСов известный журналист Лия Вайнштейн. Благодаря ее репортажам город узнавал про своих земляков - новых "королей смеха". Все двадцать лет ФЛЮС оставался верен завету легендарного конструктора тракторных двигателей Ивана Трашутина, открывшего самый первый ФЛЮС: "Ни дня без шутки". И все двадцать оставался верен ФЛЮСу его создатель Ефим Ховив.
1 апреля ФЛЮС в двадцатый раз порадовал челябинцев весенним юмором. Добрая половина острот была адресована нашей газете.
Марат ГАЙНУЛЛИН.
НА СНИМКЕ: фрагмент юбилейного ФЛЮСА.
Фото Бориса КАУЛИНА.