03-04-98
Кризисные явления в экономике продолжаются, хотя заметнее стали и некоторые положительные тенденции. В прошлом году, как следует из аналитической записки главного управления Центробанка по Челябинской области, промышленной продукции в регионе было выпущено на 52 триллиона рублей (здесь и далее цифры приводятся в старом масштабе). Это на 0,1 процента больше, чем прежде. Замедлилось сокращение производства товаров народного потребления. На 0,3 процента вырос объем платных услуг населению. На 24 процента больше получено сельскохозяйственной продукции. Все это свидетельствует о некоторой стабилизации в производственной сфере.
Финансовые результаты радуют меньше. Балансовая прибыль основных отраслей (промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства) снизилась почти на 12 процентов. 539 предприятий имели убытки, а в 1996 году таких насчитывалось 462. Общий убыток увеличился на 68 процентов.
Экономика - это система сообщающихся сосудов, поэтому процессы, наблюдаемые в ее реальном секторе, сказались на кредитно-финансовых отношениях. Здесь были свои достижения и неудачи, связанные с экономическими и политическими колебаниями в регионе, стране, мире.
- Банки переживали очень напряженное время, - говорит начальник ГУ ЦБ по Челябинской области Вера Чиркова. - Снизилась их прибыль - сократились отчисления в бюджет. Кредитные организации создавали резервные фонды на случай возможных потерь по ссудам. Это большие, но необходимые расходы. Невозврат ссуд способен подорвать платежеспособность банков. А 32 процента денег, привлеченных ими в регионе, составляют вклады населения. С этим нельзя не считаться. Вклады надо защищать, чтобы их потеря не обернулась социальной напряженностью.
Как положительный итог следует расценивать рост собственных средств банковских структур, увеличение уставных капиталов, что создает дополнительные гарантии для клиентов. Совокупный зарегистрированный уставный фонд стал на 12 процентов больше, чем в 1996 году. Теперь в области три банка имеют уставные капиталы свыше 20 миллиардов, шесть - от 5 до 20 миллиардов, три - от 1 до 5 миллиардов, один - до 0,5 миллиарда рублей.
- "Известия" писали, что приток средств в Сбербанк увеличился. Сумма вкладов в нем более чем в 4 раза превышает вклады во всех коммерческих банках вместе взятых. Но в последних они тоже растут. Доверять кредитным организациям стали больше?
- С осени прошлого года мы тоже отмечали эту тенденцию в регионе. Потом были "волны", порожденные деноминацией. Вошли в нее, однако, очень спокойно. Паники никакой не наблюдалось. У людей была возможность распорядиться сбережениями по своему усмотрению. Кстати, спрос на валюту до октября был выше, чем обычно. Но обошлось без ажиотажа.
- Как сказался на банковской сфере кризис на мировых фондовых биржах?
- Нас он затронул, хотя, быть может, и не очень сильно. 8 региональных банков из 13 работают с государственными краткосрочными обязательствами (ГКО). Их потери оцениваем в 4 миллиарда рублей.
- Но ведь доходность ГКО резко пошла вверх?
- Банки, покупающие государственные обязательства, заработали в прошлом году 43 миллиарда рублей. Могли бы больше, если б этот рынок был стабильнее.
- Зато сейчас, наверное, они наверстывают упущенное.
- Не могу так сказать. Наши кредитные организации просто работают, не определяя политики этого рынка, поскольку их вложения там относительно невелики - около 1,5 триллиона в общей сложности.
- Значит, кризис коснулся только тех, кто имел дело с ценными бумагами?
- Инвесторы стремились разместить капиталы с выгодой для себя. ГКО были популярны. Потом, защищаясь от нежелательных последствий, инвесторы, в основном зарубежные, ринулись возвращать государству его долговые обязательства. Надо было рассчитываться с ними. Но где сразу найти столько денег, если свободно они не лежат? Поэтому банковская система, конечно, испытала напряжение.
В этой связи хотелось бы заметить, что в области банковские активы формировались более гармонично, взвешенно, соблюдалась их структурная пропорциональность. Челябинские банки тем самым продемонстрировали уравновешенность, несклонность к авантюрам. С их стороны не было откровенных спекуляций на валюте. Кредиты они предоставляли с оглядкой на платежеспособность заемщиков. Чрезмерно не увлекались покупкой акций предприятий. А если и покупали, то на свои, не занимая у бюджета, не залезая в карманы клиентов. Это благотворно сказалось на их устойчивости.
- Из-за фондового кризиса поднялась ставка рефинансирования. Кто-то успел воспользоваться ситуацией?
- Любые резкие движения для банков нехороши. В прошлом году, до того, как события в Юго-Восточной Азии приобрели нежелательный оборот, ставка рефинансирования снижалась с 48 до 21 процента. Затем Центробанк, защищая финансовую систему от внешних влияний, поддерживая курс рубля, вынужден был пойти вспять. Банковским учреждениям не оставалось ничего другого, как менять свою кредитную политику. Денежные ресурсы опять начали продавать по более высокой цене. На первый взгляд, это выгодно кредиторам. Но возникает вопрос: если деньги дорожают, станет ли гарантированнее их возврат? Ведь даже "дешевые" ресурсы без принуждения, по доброй воле ныне готовы возвращать единицы.
Есть здесь и другая проблема. Чтобы выдавать ссуды, банки сами берут средства в долг под проценты. При этом также ориентируются на ставку рефинансирования. Упадет она - моментально отреагировать на это, понизив депозитные ставки, кредитным организациям затруднительно, особенно если подобное не оговорено условиями договоров с клиентами. Результат - потери, которых объективно могло бы не быть.
- Не осложнились ли отношения региональных и иногородних банков?
- За рынок борются и наши, и москвичи.
- Местные чувствуют себя игроками одной команды?
- Между банками противостояния нет. Иногда, конечно, эмоции прорываются. Но это не война.
- Некоторое время назад сильные москвичи вплотную заинтересовались слабыми регионалами. Были попытки присоединить их к себе, чтобы, высказывались такие предположения, воспользоваться филиальной сетью последних.
- Как и повсеместно, у нас этот процесс тоже идет. Правда, до слияний дело не дошло. Думаю, к концу года такие факты могут иметь место. Однако называть банки, готовые объединяться, сейчас рановато.
- Это плохо или хорошо, что укрупнение банковских структур идет по такому пути?
- Нормально, если судить с позиций здравого смысла. Тот, кто может выжить, выживает. Другие пытаются найти себе опору понадежнее.
- Проблемы все-таки есть, если появляются желающие "раствориться" в конкурентах?
- Нарушения ликвидности баланса имеют три банка.
- Какие?
- Те, которые на слуху. Тоже не стану их называть, чтобы еще более не обострить ситуацию. Они имеют санационные планы, за выполнением которых мы следим. Оснований для того, чтобы форсировать репрессивные меры, нет.
- О Комзембанке. Говорят, что он начинает выздоравливать после долгой болезни.
- Еще в сложном положении находится. Но сдвиги есть.
- Чем были вызваны его проблемы?
- Банк в принудительном порядке возвратил государству около 200 миллиардов рублей централизованных кредитов, которые в 1992-1994 годах направляли ему для финансирования агрокомплекса области. Сельхозпроизводители, получавшие этот кредит, с банком не рассчитались. Так он стал неплатежным.
- Кто кредитовал село нынешним летом?
- СБС-Агро. Какое-то участие принимал и Промстройбанк.
- У них это получалось лучше, чем у предшественника?
- Раньше положение областного бюджета было совсем другим, но тогда область не давала гарантий Земельному банку. Нынче же все кредиты агрокомплексу предоставлялись исключительно под гарантии бюджета - все поумнели. И теперь область рассчитывается за неудачи, которые агрокомплекс потерпел на фоне кажущихся удач.
- Придя к власти, новая администрация повела речь об уполномоченном банке. Уже предприняты какие-то шаги?
- У нас спрашивали, кого бы из кредитных организаций мы могли порекомендовать. Был даже принят закон об уполномоченных банках. Но до сих пор никто не получил такого статуса. Обслуживанием бюджета занимаются практически все, хотя основные бюджетные потоки проходят через региональные банки. Иногородние распространяют свое влияние только в крупных населенных пунктах. СБС-Агро закрепился в Челябинске, Озерске, Трехгорном. Промстройбанк - в Магнитогорске, Челябинске, Миассе. Инкомбанк - тоже в Челябинске и Магнитке. "Российский кредит" - в Златоусте и Миассе...
- "Российский кредит" хотел "прописаться" в областном центре.
- Не проявил достаточной настойчивости. Чтобы открыть филиал, надо хорошо потрудиться.
- А кто из местных ближе к бюджету?
- Опять же те, у кого разветвленная филиальная сеть - Челиндбанк, Инвестбанк. Частично "Дорожник". Хотя основные средства уже аккумулированы в казначействе. А его обслуживает Центробанк.
- Доводилось слышать, что СБС-Агро зарабатывает, используя в основном вклады населения. Своих средств-де привез мало, поэтому работает на их выкачку, как пылесос. Что о нем можно сказать?
- Филиал этого банка существует уже три года. Довольно трудно становился на ноги. Потом резко пошел в гору. Активен. Ориентирован на частные вложения и новые карточные технологии. Внедряя пластиковые карточки, сделал ставку на крупных юридических лиц, заметных в экономике.
- А брать один процент за обслуживание по карточкам - это как, терпимо?
- Сегодня у всех примерно одинаковые тарифы. Техника - удовольствие дорогое.
- Давайте остановимся на банках с отозванными лицензиями.
- В прошлом году проводилась работа по ликвидации шести кредитных учреждений. Это Банк содействия приватизации, "Ротор", "Форум", "Синтез", "Уникал", Крестьянский ипотечный банк.
- О последнем наши читатели спрашивают особенно часто.
- Ликвидационная комиссия там работает, но в какой-то мере эту работу тормозит отсутствие судебного решения. Пока суд не поставит точку в деле бывших руководителей банка, нельзя приступать к удовлетворению требований кредиторов.
- На какой стадии ликвидации находятся другие банкроты?
- Завершается работа в "Роторе". Там осталось юридически дошлифовать некоторые моменты. "Синтез" тоже на завершающем этапе. Идут дела в "Форуме". Хуже в Банке содействия приватизации. Такими темпами мы не удовлетворены.
- За действующие ныне кредитные учреждения опасаться не стоит?
- Резких, неконтролируемых движений в банковской сфере в последнее время не происходило. Эта тема уже была предметом обсуждения. Признаюсь, есть чувство удовлетворения от того, что в прошлом году не возникало необходимости поднимать вопросы об отзыве лицензий региональных банков. Аннулирование их у "Форума" и БСП было связано с более ранними событиями. Что же касается филиалов иногородних банков, деятельность их головных контор нам неподконтрольна. Постоянной оперативной информации о их состоянии не имеем.
Беседовал Евгений КИТАЕВ.
г. Челябинск.