03-06-03


Разрез отрезают от ЧУКа

Срываются договоренности о реформировании угольной отрасли Южного Урала

Ирина КРЕХОВА

Челябинск-Коркино

Решение областного арбитражного суда о введении на разрезе "Коркинский" внешнего управления ("Челябинский рабочий" сообщал об этом 28 мая) стало неприятной неожиданностью для руководства Челябинской угольной компании (ЧУК). Напомню, что зимой после шахтерских пикетов резиденций главного федерального инспектора по Челябинской области Валерия Третьякова и руководителя территориального органа ФСФО Василия Бубенщикова было заключено соглашение, оговаривающее условия передачи подразделений Челябинскугля, в том числе разреза, ЧУКу. Им предусматривалось установление на "Коркинском" конкурсного производства с последующим выкупом Константином Струковым, не раз изъявлявшим готовность стать инвестором предприятия-банкрота. Под соглашением стоит и подпись В. Бубенщикова. Но согласие с его стороны оказалось лишь тактической уловкой. На последнем арбитраже ФСФО вновь поставила под сомнение правомерность банкротства предприятия и настояла на внешнем управлении. Новый поворот в "битве" за разрез генеральный директор ЧУКа Константин Струков прокомментировал так:

- Ничего страшного не произошло. Господин Бубенщиков нарушил свое слово, сорвал план оргтехмероприятий по вхождению разреза в ЧУК, где все было увязано по срокам, проигнорировал мнение горняцкого коллектива, также просившего о конкурсном производстве, но решение арбитража, принятое с подачи ФСФО, будет опротестовано. Мы не сомневаемся в своей победе, потому что закон и правда - на нашей стороне. Вопрос в другом. С 1 июня разрез - самостоятельное юридическое лицо. Я по идее должен строить с ним отношения на договорной основе. Забрав в ЧУК погрузочно-транспортное управление, энергетику, связь, мы можем для коркинцев установить совсем другие тарифы, чем для своих предприятий. Но мы этого делать не станем, поскольку думаем о перспективе, о том, что разрез рано или поздно войдет в Челябинскую угольную компанию: нет другого выхода, чтобы сохранить крупнейшее предприятие. Зачем опять оттягивать этот момент, мы не понимаем. И нам придется перекраивать все планы, и внешнему управляющему не меньше месяца "входить в тему", составлять план внешнего управления, утверждать его на собрании кредиторов: Нам снова придется убеждать ФСФО в ее неправоте. Сейчас эта служба делает все против угольщиков. Практика последних десяти лет показывает, что с шахтерами бороться бесполезно. Мы не планировали такую ситуацию с разрезом, но постараемся ее разрешить, учитывая государственные, а не мои личные интересы.

Как на самом разрезе относятся к введению внешнего управления, что сулит этот поворот сюжета предприятию? Гендиректор "Коркинского" Юрий Кузьменко в телефонном разговоре с корреспондентом "Челябинского рабочего" был сдержан в оценках:

- Пока разрез работает в обычном режиме, отношения с ЧУКом строятся на договорных началах. Мы отгружаем им уголь, они нам платят за это деньги. Но на год как минимум мы отброшены от вхождения в новую компанию. Я узнал, что нам назначен управляющий, из СМИ. У меня нет еще решения арбитража, управляющего мы пока здесь не видели. Как он будет выводить нас из кризиса, вы потом спросите у него. Аудиторская проверка, проведенная по инициативе ФСФО, и наблюдающий управляющий подтвердили, что предприятие неплатежеспособно. Если новый управляющий придет сюда с мешком денег, то справится:

- : Но при этом имя его должно быть Дэвид Копперфилд, - не удержалась я и закончила фразу собеседника. Юрий Михайлович грустно рассмеялся.

Остается только фантазировать на тему вывода разреза из кризиса, зная, что сумма его долгов в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды на сегодня составляет 933 миллиона рублей. Главного экономиста разреза Любовь Шицле я попросила назвать реальные варианты расчета с кредиторами.

- Нет таких вариантов! И это известно всем, в том числе ФСФО, - ответила она.

- А если внешний управляющий начнет продавать ваше имущество, чтобы покрыть долги? На много ли хватит?

- Стоимость всех наших основных фондов - 224 миллиона рублей. Считайте сами.

Я сосчитала. Чтобы погасить долги "Коркинского", его вместе с "социалкой" надо продать не один раз, а четыре. И все равно останется 37 миллионов долга.

Кстати, о "социалке". По планам ЧУКа она должна передаваться в муниципальную собственность. От того, что бассейн и ДК станут городскими, разрезовцы немного теряют (билеты придется покупать на общих основаниях, без скидки). Но при внешнем управлении теоретически все культурно-спортивные объекты могут уйти на сторону. Бассейн превратится, допустим, в фитнес-клуб, а ДК - в казино. Такая перспектива пугает не только горняков, но и всех небогатых коркинцев. Впрочем, это не самое главное. Людям обидно, что в ЧУКе обещано повышение зарплаты, а разрезу теперь придется довольствоваться тем, что есть. До предела изношенное оборудование тоже заменять будет не на что. Приостанавливается проект расширения северо-западного борта, под которым сосредоточены самые мощные запасы угля. Тормозится проект "смычки" Коркинской шахты с разрезом, потому что шахта уходит в ЧУК. Не только Струков, ни один потенциальный инвестор не будет вкладывать средства в предприятие, попавшее под внешнее управление. Константин Иванович прозрачно намекнул:

- У нас в стадии разработки договор аренды с разрезом. Но нужна ли мне такая аренда?

Никому она не нужна на условии: ты давай деньги, а как мы ими распорядимся - уже не твое дело. Создается впечатление, что главная цель ФСФО - вовсе не финансовое оздоровление предприятия, практически невозможное без его передачи эффективному собственнику, фантастический вариант мы уже рассмотрели. Главное - не отдавать разрез в собственность Струкову. Чем он так не люб федералам, они не объясняют. Василий Бубенщиков повторяет лишь фразу о том, что возможности финансового оздоровления разреза ФСФО видит, что благо коллектива - его главная забота. Подождем немного и увидим, как эти заклинания будут претворяться в жизнь. Кто выиграет от того, что разрез искусственно вычленяют из угледобывающего комплекса области, отдавая ЧУКу лишь убыточные шахты?