03-06-03


Только без салюта

Джазмен Анатолий Кролл отметил свое 60-летие и на родине

Инга МЕЛЬНИКОВА

Челябинск

В субботу в Челябинске завершился очередной джазовый фестиваль, по размаху напоминавший празднование Дня города, разве только без салюта. Виновник торжества - бывший челябинец, а ныне москвич и известный российский джазмен Анатолий Кролл, уже второй месяц подряд публично отмечающий свое 60-летие, назвал этот фестиваль событием беспрецедентным.

И не только потому, что Кроллу все эти дни приходилось как бы оправдываться за то, что плакаты с его портретом развешаны сейчас по всему городу. Джазмену удалось привезти на свою родину почти всех своих друзей-музыкантов, которые принимали участие в его апрельском юбилейном концерте в Москве. Выступили нередкие, впрочем, у нас гости - Георгий Гаранян, Давид Голощекин, Игорь Бутман и его джаз-оркестр. Сыграли ребята из нового ансамбля Анатолия Кролла "Мы из джаза", сын Анатолия Ошеровича - джазовый пианист Олег Кролл. Статус фестиваля международного был подтвержден приездом израильского, а раньше, правда, пианиста из Баку, Леонида Пташки. Лариса Долина, по официальной информации, "отказала" самому Владимиру Путину, предпочтя челябинский концерт своему выступлению на питерском саммите.

Впрочем, челябинские власти отнеслись к событию с не меньшей серьезностью. Впервые челябинский джазовый фест было решено провести в два дня. Причем не только на привычной для этого мероприятия сцене драмтеатра, но еще и в горсаду имени Пушкина, и в джаз-баре "Совершенно секретно". В фойе театра развернули тематическую экспозицию "Челябинск джазовый", составленную из работ фотографов областного центра.

Мэр города Вячеслав Тарасов, давно известный своими музыкальными предпочтениями, вновь взял на себя роль председателя оргкомитета фестиваля, побывал на обоих концертах в театре и даже успел пофотографироваться со всеми желающими во время выступлений музыкальных коллективов Челябинской области на открытых сценах в парке Пушкина. Петр Сумин на фестивале замечен не был. Но заочно и безвозмездно презентовал по такому случаю полмиллиона из облбюджета.

Простые же челябинцы свою непреходящую любовь к джазу продемонстрировали другим, но не менее убедительным способом. Ненастная дождливая погода не стала помехой для желающих послушать уральских и столичных джазистов в парке, а газетка на ступеньках переполненного зала драмтеатра и препирания с суровыми театральными контролершами для пришедших по пригласительным билетам джазманов оказались вполне переносимыми неудобствами.

На аплодисменты такие неудобства, естественно, тоже не влияли. Каждую поздравительную речь в честь Анатолия Кролла, каждое соло музыкантов публика встречала, как принято. Классические джазовые хиты вроде "Summer time" в исполнении долгожданной гостьи Ларисы Долиной зрители узнавали с первых слов, а песню "New York, New York" - так и вообще с первых аккордов. Георгий Гаранян на пресс-конференции расхваливал нашего слушателя, называя его "легким": мол, в том же Питере надо сильно постараться, чтобы понравиться привередливому тамошнему зрителю. Не учел московский джазмен одного: не принято как-то у челябинцев, особенно в последнее время, вызывать артистов на бис. Видно было, как та же Долина не прочь была бы что-нибудь спеть "сверх нормы", но уже на последних аккордах концерта зрители поспешили в гардероб.

Правда, местные вкусы и порядки планировал учесть один из постоянных организаторов джазового фестиваля, друг детства Кролла и худрук "Уральского диксиленда" Игорь Бурко. По аналогии с подобными мировыми фестивалями, на которых традиционного джаза сейчас играется не больше 30 процентов, Игорь Бурко составил программу и нашего феста. Для того чтобы удовлетворить разные слушательские вкусы, были включены выступления и так называемых рокерских, и попсовых исполнителей, и участников феста "Бэби-джаз". Правда, кроме джазового "цыпленка" Оли Трушиной, поющей на манер Жанны Агузаровой, из представителей неклассического джаза на сцене драмтеатра больше никого не было. Игорь Бурко посчитал, что просто зритель в горсаду и в драмтеатре по идее должен был быть немного разным. Хотя все оказалось по-другому.

Впрочем, как Анатолий Кролл еще за месяц до фестиваля не отнекивался от того, чтобы называть это мероприятие "фестивалем в честь Кролла", на практике все получилось, как и было задумано. Вполне конкретный заголовок феста "Я из джаза" еще до начала концертов давал понять, что главным героем этого фестиваля будет все-таки не джаз как таковой, а маэстро, как все называли в те дни Анатолия Кролла. Благо, харизмы, энергии и хорошего настроения у Кролла хватает. Он вызвался сам вести концерт первого дня, представлял всех своих друзей, шутил и улыбался, дирижировал Уральским государственным джаз-оркестром Николая Баранова. На концерте Долиной и оркестра Бутмана играл на рояле и даже подпевал своей стройной и красивой ученице, а теперь еще и советнику Президента РФ.

Если же не относиться к столь пышному и масштабному мероприятию, особому вниманию со стороны городских и областных властей как к началу очередных предвыборных акций, прошедший джазовый фестиваль можно, пожалуй, расценить как первый шаг в становлении одной весьма неплохой традиции: ценить и гордиться достижениями своих земляков. Пусть даже и имеющих теперь, к примеру, московскую прописку. Ректор Челябинской государственной академии культуры и искусств Владимир Рушанин, поздравляя на концерте Анатолия Кролла с праздником и присуждением ему в этом году звания почетного профессора ЧГАКИ, даже предложил мэру Челябинска учредить специальный институт, где бы могли преподавать все челябинцы, так или иначе прославляющие наш город по стране и в мире.