03-06-99
Каждый день около 550 тысяч южноуральцев, занятых в промышленности, отправляются на работу. Их ждут станки, сталеплавильные печи, сборочные конвейеры. На предприятиях тяжелой индустрии нашего края трудится сегодня более 36 процентов от общего числа людей, занятых в реальном секторе экономики. Урал, как и двести, сто, десять лет назад, в каждодневных делах и нескончаемых заботах, несмотря на перестройку, реформы и системные кризисы.
Небо над нашими городами сплошь проколото высокими дымящимися трубами. Это металлургические заводы, не знающие отдыха ни днем, ни ночью, в непрерывном режиме выплавляют чугун, ферросплавы, сталь, выпускают готовый прокат, кокс. Более 120 тысяч человек работает сейчас на семнадцати предприятиях черной металлургии, расположенных в Челябинской области. Их можно найти в любой точке: на севере и юге, на западе и востоке. Сфера влияния черной металлургии не ограничивается, однако, только заводами, производящими сталь или заготовки. Металл не выплавить без руды, электрической энергии, его нужно перевозить по железной дороге, обрабатывать... Это сложнейший технологический комплекс, где важно каждое звено, где нет главных и второстепенных переделов. Можно без преувеличения сказать: в Челябинской области нет семьи, не имеющей отношения к выпуску металла. В той или иной степени все мы рудознатцы, рудокопы, сталевары, плавильщики, прокатчики.
В порядке металлургия - всем нам живется легче. Пусть даже воздух над нашими городами не всегда чист и прозрачен. Конечно, куда лучше жить в полной гармонии с окружающей средой и не жертвовать природой ради производства. К этому придем обязательно: ведь металлурги живут не в удалении и так же, как остальные жители, заинтересованы в первозданной экологии. Только произойдет это не сразу и не в один день.
Но наши предки пришли на Урал и стали его осваивать именно потому, что здесь обнаружили железную руду, из которой можно было получить металл. Не случись этого, неизвестно, какой была бы наша общая история. За прошедшие века и десятилетия пройден огромный путь: от маленьких демидов-ских домен до современных электросталеплавильных печей и прокатных станов. На долю предприятий черной металлургии сегодня приходится 54 процента от всего регионального продукта. Проще говоря, более половины от всех материальных ресурсов, выпускаемых в Челябинской области, производят люди, занятые на предприятиях металлургии. Это огромный вклад в индустрию края, ведь Челябинская область по выпуску регионального продукта занимает десятое место в России.
Металлургия - базовая отрасль, стержень всей экономики Южного Урала. Возможно, многие из нас к этому привыкли, как привыкают к любому каждодневному труду. И все-таки, согласитесь, делать металл могут только особенные люди. Ведь их работа связана с огнем, а он поблажек не делает никому, экзаменует жестко и беспощадно, не прощает слабостей. Еще совсем недавно о людях огненной профессии слагались гимны, писались стихи и ставились пьесы. Не славословие важно, а конкретное дело. У металлургов, как и прежде, слово и дело идут рядом. Сегодня перед отраслью стоит главная цель: в сложившихся экономических условиях провести структурную перестройку предприятий, повысить эффективность производства, на равных конкурировать с зарубежной продукцией. И эта сложнейшая задача решается: предприятия Челябинской области производят сейчас более 20 процентов от общероссийских объемов всего выпускаемого металла, в том числе 21 процент чугуна, свыше 22 процентов стали, 18 процентов стальных труб, значительное количество ферросплавов, метизов, меди и цинка. По объему промышленного производства Челябинская область занимает третье место в Уральском регионе, а по выпуску продукции металлургии - безоговорочно первое.
Магнитогорский металлургический комбинат, ОАО "Мечел", "Челябинский электрометаллургический комбинат", "Златоустовский металлургический завод", "Челябинский трубопрокатный завод", "Ашинский металлургический завод" входят в число двухсот крупнейших предприятий России по объему реализации продукции. В Магнитогорске и Аше металлургические предприятия, можно сказать, определяют жизнь своих городов. Значительна роль металлургов в Челябинске, Златоусте, Сатке, Чебаркуле, Миньяре. А ведь в нашей области число только крупных и средних предприятий превышает четыре тысячи.
Металлурги не только дают работу угольщикам, электродчикам, производителям магнезита, энергетикам, транспортникам, машиностроителям, хотя в современных условиях это необыкновенно важно. Они вносят большой вклад в нашу общую копилку - территориальный и областной бюджеты. Тут сегодня существует немало проблем, и перечисление налогов по различным причинам, прежде всего из-за возросшего экспорта продукции, далеко не всегда идет гладко, однако во многом благодаря предприятиям металлургии пенсионеры получают пенсию, бюджетники - заработную плату, в городах и районах выполняются социальные программы. Стабильная работа предприятий металлургии - это рабочие места, достойная жизнь пожилых людей, детский смех.
Бюджет - не просто финансы, а главнейший государственный инструмент, с помощью которого органы власти получают возможность выполнять свои обязательства перед населением. Есть деньги в казне - и в обществе спокойно, пуста коробочка - жди потрясений и недовольства.
Своего наивысшего подъема металлургия Южного Урала достигла в конце восьмидесятых годов. Мы тогда справедливо гордились тем, что производим больше многих западных стран стали и чугуна, труб, металлопроката. Однако плановая экономика не позволяла рационально использовать все, что выпускали металлургические заводы. Правда, быстроходные крейсеры и неуловимые подводные лодки исправно сходили со стапелей, без перебоев собирались тяжелые танки, металлообрабатывающие станки, мощные грузовики. Тем самым советская экономика пожирала самое себя. Впрочем, самой экономики и не было, а существовал хозяйственный механизм, который нуждался в радикальном совершенствовании. Народному хозяйству страны требовались реформы, последовательные и продуманные, но этого, к сожалению, не произошло. И последствия оказались слишком разрушительными. В том числе для предприятий металлургии Южного Урала.
За девяностые годы объемы практически по всем позициям упали в два, три и более раза. Это, безусловно, в немалой степени объективная тенденция: стране уже не требуется столько металла, сколько мы можем произвести. Сегодня необходимо выпускать только то, что нужно потребителю, и только в том количестве, в каком заказано. Отсутствие "живых" денег, неплатежи, повсеместный бартер резко сузили внутренний российский рынок. Для всей области внешнеторговая деятельность превратилась в важнейшее направление экономики. Сейчас на экспорт идет без малого 30 процентов валового продукта Южного Урала. И основную часть экспорта региона составляют черные и цветные металлы, ферросплавы. Сегодня металлургический комплекс обладает основным экспортным потенциалом страны. Именно металл стал нашей областной валютой. Поэтому, несмотря на крайне непростую финансовую ситуацию, металлургия остается основой экономики нашего региона. Она не сдает своих позиций, хотя и спустилась с многих высот, которые завоевала ранее. Продолжается спад производства, который не удалось остановить и в первом квартале 1999 года, правда, в апреле произошел некоторый рост, в целом удачным оказался и минувший май.
В истории металлургии Южного Урала уже были два подобных кризиса, один пришелся на 60-е годы прошлого столетия, другой - на двадцатые, времена нэпа, когда резко сокращались военные заказы. И в первом, и втором случаях предыдущие поколения обошлись, по сути, без поддержки центра, самостоятельно завоевывая рынок сбыта: в Китае, Киргизии, Туркмении. Аналогичное положение наблюдается и сейчас. Однако сегодня металлургический комплекс нуждается, помимо этого, в коренной реконструкции и модернизации. Значительная часть оборудования изношена и морально устарела. На ряде предприятий развитие остановилось на уровне 50- 60-х годов, хотя у нас есть цехи и переделы, не уступающие по своему техническому оснащению и технологиям лучшим зарубежным. Все понимают - без кардинальных перемен на производстве черная металлургия идти вперед не может. Уже подготовлена областная программа, рассчитанная на 1998-2005 годы. Чтобы ее выполнить, потребуется, по мнению экспертов, 21 миллиард рублей. Причем средства металлурги должны находить сами, не надеясь на помощь государства или территориальных органов власти.
В федеральных структурах управления сегодня недостаточное внимание уделяется интересам российской металлургии. Судите сами: в недавнем прошлом существовали министерства черной и цветной металлургии, теперь вместо них только департамент в Министерстве экономики. Он не имеет реальной возможности и силы для решения глобальных проблем металлургии. Обеспечение представительства металлургов в федеральных органах власти могло бы послужить укреплению металлургии всей страны и Челябинской области в частности.
Ситуация такова: если областные руководители все же реагируют на призывы о помощи, то федеральные структуры давно ушли в сторону. Там считают, что каждое АО должно само заботиться о себе. Получается это, к сожалению, не всегда. Не только на реконструкцию - на зарплату денег не хватает. Кстати, явление это не новое. В старинной книге, изданной еще в 1723 году, и которая называется "Описание уральских и сибирских заводов", приводится следующее предупреждение начальству: "Сверх того, подтверждение и смотрение иметь, дабы мастеровым и работным людям при выдаче жалования отнюдь волокиты не было ..."
Жить во время перемен всегда нелегко, но именно в этот переломный период определяется истинная цена каждого предприятия, каждой отрасли экономики. Они действительно проверяются на излом и выживаемость.
Металлургия Южного Урала не только устояла, но и развивается. Уверенно работает в 1999 году Челябинский электрометаллургический комбинат, наращивает объемы производства и одновременно ведет масштабную техническую реконструкцию Магнитогорский металлургический комбинат. Развивается рудная база области. Видят перспективу и другие предприятия комплекса. А это значит, что Челябинская область по-прежнему сильна и самодостаточна, она знает себе цену и свое место в России. Прочность наших позиций определяется прочностью нашего металла. Огненная профессия закаляет не только металл, но и людей.
Виктор КОСОЛАПОВ.