03-07-01


Постаревшие кумиры

"Легенды русского рока" на челябинской сцене

В середине июня в Челябинск приехала последняя в этом гастрольном сезоне "легенда русского рока" - экс-"Наутилус Помпилиус" Вячеслав Бутусов. С подобным эксцентричным ярлыком за эти полгода на челябинских афишах уже значились объявления о концертах Бориса Гребенщикова и группы "Аквариум", Константина Никольского, Эдмунда Шклярского и "Пикника", Сергея Чигракова и "Чижа", Константина Кинчева и "Алисы". И статус "легенды" данные персонажи и коллективы получили вовсе не по прихоти нынешних организаторов.

Советские 80-е, оглядываясь на опыт заграницы и сочиняя современные тому времени тексты про русское житие-бытие, синтезировали это понятие в русский рок-н-ролл.

Нынешние меломаны, многие из которых в те венценосные для музыкальных "легенд" времена еще, как говорится, пешком под стол ходили, сейчас делятся на два лагеря. Одни регулярно посещают подобные рок-концерты. Они безоглядно, порой слепо верят своим рок-н-ролльным кумирам. С завидным постоянством облачаются в кожаные "косухи" и сооружают на своей светлой головушке взъерошенный "ирокез". В общем, все, как "было у них", только 15-20 лет назад.

Другая часть потенциальных зрителей тоже почти демонстративно ходит посмотреть на кумиров первых. Только во взгляде у них неизбежно появляется искорка иронии и недоумения. Им, видимо, сейчас невдомек, почему, например, Portishead или Tricky не называют "легендами трип-хопа"? Почему не существует понятия "легендарный писатель" или "легендарный художник"?

Наблюдая за длинноволосым и раздобревшим БГ или за сорокалетним, прыгающим по сцене молодцем Кинчевым в обтягивающих брючках, удивляешься отчаянному стремлению наших рокеров быть этими самыми "легендами". Ведь далеко не всегда оно совпадает с их манерой поведения, содержанием их музыкальных текстов.

На пресс-конференциях "легенды" выглядят тоже несколько неадекватно, неорганично времени. Формальный декор их поведения (пафос высокомерности Кинчева, отвечавшего на журналистские вопросы нераспространенными предложениями; Эдмунда Шклярского и группы "Пикник", оценивавших свое творчество едва ли не на уровне "The Rolling Stones") не имеет содержательной экcпрессии. Борис Гребенщиков минут пять с видом ученого буддиста изрекал известные истины: "Мужчина без женщины и женщина без мужчины - это одноногие существа". Немолодой Константин Никольский уверял, что молодежные экстремальные виды спорта у него в почете, а сам он увлекается триалом. Тот же БГ говорил, что интересуется творчеством модного постмодерниста В. Пелевина и даже знает, что такое группа "Тату".

Но эти "титаны русского рока", кажется, уже не вполне вписываются в контекст современной музыкальной действительности. В их творчестве почти не наблюдается ни шага в сторону от привычной рок-н-ролльной колеи образца 80-х годов прошлого века. Эксперименты с формой и содержанием не имеют места быть. Ввиду такого положения "легенд русского рока" логично будет Ренате Литвиновой снять очередной киноопус из серии "Нет смерти для меня". Любопытно посмотреть, как Кинчев, Гребенщиков или Чиграков будут вспоминать свое легендарное прошлое, с трепетом цитировать свои "нетленки" и с пафосом всезнания произносить нравоучительные речи.

Правда, я посоветовала бы пока воздержаться от подобной кинославы Вячеславу Бутусову. Став экс-"Наутилусом", он сделал как минимум три тактически верных хода: записал полный самоиронии, оттого и интересный, альбом "Элизобарра Торр" с прогрессивным электронным коллективом "Deadушки", снял стильный видеоклип на занятную композицию "Триллипут" и решил выступать с сольными концертами под акустическую гитару. В челябинском зале ЦДС на черном и пустом пространстве сцены уютно сидящий Бутусов с закрытыми глазами самозабвенно исполнял свой и "наутилосовский" репертуар. Он мог даже не стремиться быть похожим на барда, старательно перебирающего три аккорда. Его до боли знакомым и невыносимо красивым голосом можно было пропеть все полтора часа а капелла.

Инга МЕЛЬНИКОВА