03-07-02


Челябинские свидетели убийства Михаила Круга

Супруга популярного шансонье до недавнего времени работала официанткой в ресторане "Малахит"

Во вчерашнем номере "Челябинский рабочий" уже сообщал о трагической гибели популярного исполнителя песен в стиле "русский шансон" Михаила Круга. Как рассказали другие средства массовой информации, первой двух злодеев в темных масках, ворвавшихся с оружием в руках в особняк музыканта, встретила теща Круга. Неожиданно выяснилось, что она - жительница Челябинска, буквально на днях приехавшая с Южного Урала в Тверь понянчиться с внуком и навестить свою дочь. Жена Михаила Круга, 26-летняя Ирина Ващенко (девичья фамилия), до недавнего времени работала официанткой в челябинском ресторане "Малахит". Там ее очень хорошо помнят.

- Да, нынешняя супруга певца Михаила Круга раньше работала в нашем развлекательном комплексе, - взволнованно говорит метрдотель "Малахита" Ольга Захарова. - И мы все очень переживаем по поводу случившегося несчастья. И ни-че-го про Иру рассказывать не будем! Без ее разрешения и согласия - ни слова! Ни Ирина, ни Михаил никогда не говорили о том, где и при каких обстоятельствах встретились, значит, не хотели какой-то огласки, шума, скромными старались быть, несмотря на "звездный" статус.

Тем не менее история неожиданного знакомства челябинской официантки и тверского музыканта выглядит весьма романтически, и ничего нескромного в ней нет. В 1999 году Михаил Круг уже находился в ранге "мега-звезды", тираж его альбома "Мадам" побил все мыслимые и немыслимые рекорды. По уровню продаж своих кассет и дисков Круг тогда превосходил Филиппа Киркорова и Аллу Пугачеву вместе взятых (!), и это без единого появления на телевизионном экране и радиоэфирной раскрутки. Ирина Ващенко к тому времени закончила школу N 80 (Советский район). По рассказам одноклассников, училась девушка нормально, выделялась среди сверстниц, скорее, не высокими оценками, а красотой и обаянием. Ирина пришла на концерт Круга в "Малахите" и после исполнения одной из песен подарила Михаилу букет цветов. Тут-то, как пишется в любовных романах, между простой работницей южноуральского общепита и популярнейшим артистом сверкнула искра любви. Как сблизились друг с другом Ирина Ващенко и Михаил Круг - это уже их тайна. Но через некоторое время после первой встречи челябинка переехала к любимому человеку, стала сопровождать его в гастрольных поездках, а потом официально вышла за певца замуж. У обоих это был уже второй брак, имелись и дети: у Ирины - дочь Марина, у Михаила - сын Дима.

- Журналисты часто спрашивают меня, сколько лет я отсидел, по какой статье тянул срок и на какой зоне "чалился", - смеялся Михаил Круг в давней беседе с корреспондентом "Челябинского рабочего". - Признаюсь, что в суде я был один-единственный раз! Когда разводился со своей первой женой и через суд требовал, чтобы нашего сына воспитывал я, чтобы ребенок остался с отцом. С меня хватило, так что темы для своих песен я нахожу не в собственном опыте, а из рассказов друзей, знакомых, да и просто сам фантазирую. И надеюсь, что в суд больше не попаду, тем более - и в личной жизни у меня, кажется, все наладилось.

В тверском доме Круга жили трое детей: девятилетний Дима, семилетняя Марина, а месяц назад появился любимец Ирины и Михаила - маленький Сашка. Его-то в трагический вечер 30 июня и укладывали спать счастливые мама и папа. Приехавшая из Челябинска теща на втором этаже смотрела телевизор. Двое неизвестных проникли в особняк певца через открытое окно мансарды и столкнулись сначала именно с пожилой женщиной. Налетчики оглушили ее ударом рукоятки пистолета по голове. Через несколько секунд челябинка пришла в сознание и подняла крик. Михаил вместе с Ириной выскочили на шум. Увидев хозяев, один из бандитов дважды выстрелил в Круга из пистолета ТТ. Пули попали в грудь и живот.

Придя в себя, родственники вызвали "скорую", но врачей дожидаться не стали. Истекавшего кровью певца на своей машине отвез в городскую больницу брат. Круга сразу же прооперировали, но спасти так и не смогли. Какая судьба ждет Ирину - неизвестно.

Как отреагировали на зоне?

Администрация ИК-2 охотно предоставила "Челябинскому рабочему" возможность узнать мнение своих подопечных о гибели Михаила Круга. Трое осужденных из числа любителей шансона, попросившие не называть их имена, сообща откомментировали событие следующим образом:

- Нельзя сказать, что все очень опечалены. Хотя, конечно, разговариваем об этом. Обсуждаются в основном две версии. Первая: что его убили просто по ошибке. И вторая: ходили слухи, что Круг - "барыга", втридорога берет за концерты, цены завышает и вообще деньги слишком любит. Конечно, как певца его очень жалко, он пел правильные, жизненные песни. А как человека лично мы его не знали, поэтому не сказать, чтобы жалели. Прежде чем жалеть, надо узнать.

- Какова бы была судьба убийц Михаила Круга, попади они в вашу колонию?

- Человек в зоне начинает жизнь с чистого листа, как себя поставит - тем и будет. Неважно, кого он убил, если это, конечно, не убийство ребенка. Так что стали бы разбираться, смотреть.

Напоследок один из собеседников все же решил добавить пафоса в общение: "Песни Михаила Круга останутся жить в зонах России и сердцах осужденных". Последней любимой песней на зоне сейчас считаются его "Колокола".

Шансон: блатной или народный?

Все песни из альбома Михаила Круга "Зеленый прокурор" я знаю наизусть. Причем выучил все назубок, не слыша их оригинального исполнения! Во время службы в армии мой сосед по койке (верхний ярус), выпускник тольяттинского ГПТУ младший сержант Витька Сушков, после команды "Отбой!" начинал напевать именно песенки Круга. Вполголоса ему подтягивала вся рота - 114 человек! Молчал лишь 115-й - это был я, выпускник филологического факультета, слушавший до этого только "Led Zeppelin" с "Аквариумом" и читавший Джойса с Маркесом. Признаюсь, меня здорово оглушил тот разрыв между официальной культурой, привитой мне в семье и университете, и рабоче-крестьянской, распространенной среди выпускников ПТУ, техникумов и солдат срочной службы. В творческих героях у армии ходили два артиста - Коля Расторгуев из "Любэ" и Михаил Круг. Младший сержант Сушков рассказывал байку, что Михаил Круг - это его сосед по площадке, они частенько на Волге рыбачили. А сибиряк старшина Мусинов утверждал, что Круг, мол, его земляк - из Омска, в автоколонне раньше работал. Артист был для них обычным человеком, которого можно встретить в соседней пивнушке или на автостоянке. Для огромного числа жителей нашей страны Михаил Круг - "свой" человек. Это ли не признание таланта! И никакой продюсерской хитростью не добиться того, чтобы твои песни после отбоя распевала вся рота. Это настоящая народная популярность.

Роман ГРИБАНОВ

Убийство Михаила Круга - событие. Впрочем, как и убийство любого человека. И как любого, его будут оплакивать родные и близкие. Однако убийство блатного шансонье "имеет большой общественный резонанс", а убийство рядового гражданина пройдет по столь же рядовой милицейской сводке. В родном Челябинске всего за неделю минимум четырех человек убивают. Про грабежи (только за вчерашний день по городу их - 13), разбои, "тяжкие телесные" и тем паче кражи даже и говорить как-то неудобно - сплошные мелочи жизни. Главное, что потерпевший после на своих ногах в суд придет. Если преступника найдут, конечно. Но если найдут - безусловно посадят. И за решеткой он будет от всей души умиляться песням того же самого Круга. Потому что они - о нем. О настоящем сильном мужчине, который презирает законы и уважает понятия. О герое, которого злые менты и падла-прокурор "ни за что" запихали туда, где "зла немерено": Главное, что большая часть общества эту точку зрения тоже разделяет, особенно после того, как ее качественно раскрутили ушлые промоутеры. "Пипл хавает" блатной шансон. "Пипла" уже почти приучили, что срока по уголовным статьям отбывают сплошь "узники совести". "Пипл", собственно, и сам готов им стать. Зона - это уже почти модно, "не убий, не укради" - это уже почти не для нас. Не зря же столько вокруг "шансона" и не зря же любой крупный бандит считает своим долгом жертвовать на церковь.

Михаил Круг стал заложником той системы ценностей, о которой сложил столько песен. Когда двух убийц найдут, никто и ничто не помешает им в камере СИЗО задумчиво мурлыкать про себя "Владимирский централ". И ощущать себя героями...

Екатерина МИНЕЕВА