03-07-97
2. Новая идеология
"Обрезание" российских каналов
Желая вывести свой народ из-под мощной информационной и пропагандисткой зависимости от России вожди Казахстана идут на урезание российских телеканалов. В ноябре 1996 года, сразу после подписания межправительственного соглашения о порядке распространения телерадиовещательных программ сторон на территории друг друга, под предлогом недостаточного финансирования в Казахстане была прекращена трансляция канала РТР. Но ссылкам на экономические причины никто не верит. Понять логику властей, конечно, можно. Когда во время предвыборной агитации по "ящику" выступал Жириновский, мы, казахстанцы, смотрели его "концерты" с большим интересом. Все ждали, что Вольфович сказанет про северные области Казахстана. И он говорил. Не удивительно, что на время его выступления ТВ отключали, делались ответные заявления.
Конечно, "сын юриста" допускал явные передержки, оскорбления. Чего стоят его пассажи о том, что Назарбаев бегает в шортиках, изображая из себя еворопейца. Все понимают, что Жириновский - политический клоун, но порой кажется, что в России его придумали специально, чтобы время от времени озвучивать мысли, которые официальные лица высказать не могут. Но ведь по российским каналам показывают не только Жирика. Для русского человека, живущего сейчас за пределами России, телевидение не просто забава, а способ связи с матерью Родиной. И потому люди делают все, чтобы эта связь не прервалась. Местные телекомпании изыскивают возможности для показа программ новых московских каналов. Властям не нравится и это. И тогда они объявили тендер на выкуп частот, на которых телекомпании уже работают. Те обращаются к своим зрителям, просят собрать вымогаемую государством сумму всем миром. Весной в Алматы (так теперь правильно назвается Алма-Ата) прошел этот самый тендер. И только в четырех областях он признан состоявшимся. Девять областей не участвовали. Многие, в том числе кустанайцы, не были допущены, так как по условиям конкурса должен быть хотя бы один конкурент, а такового не оказалось.
Сплошь и рядом закрываются частные радиостанции. "Маяк" в Кустанайской области теперь слушают только в областном центре, да и там на него налагаются передачи местной радиостанции "Азия"... На государственном телевидении наращивается объем вещания на казахском языке (свыше 50 процентов) и радио (около 70 процентов). Наблюдатели сходятся во мнении, что из всех телерадиокомпаний в эфире останутся только лояльные властям. А потом, видимо, возьмутся и за газеты.
...Вечер 30 мая 1997 года. По всем каналам транслируется "Хабар" - официальная информационная программа из Алматы (руководитель - дочь президента Назарбаева Дарига). Не желаете смотреть передачи из столицы независимого государства Казахстан - заставим...
Государственный язык и гражданство
Без соответствующего образования идеологически выверенных граждан не воспитать. Поэтому неудивительно, что в независимом Казахстане неуклонно увеличивается количество казахских национальных школ (за пять лет оно возросло с 2768 до 3302). Одновременно сокращается число русскоязычных школ. Для строительства новых зданий денег нет, поэтому используется то, что имеется в наличии. Как правило, русскую школу просто выселяют. В Кустанае, например, 10-ю школу имени Кирова переселили в 12-ю, а в освободившееся помещение перевели казахскую. Тут же был демонтирован памятник Сергею Мироновичу во дворе.
Коммерческие телекомпании заставляют делать выпуски новостей на казахском языке. Расширяется преподавание на "основном" языке в вузах. Лишь в 20 из 65 государственных высших учебных заведений страны оставлены отделения с обучением на русском языке. В марте 1996 года введен упрощенный порядок отказа казахов от русских аффиксов в фамилиях (был, предположим, Шаяхметов, стал Шаяхмет). Неказахи тоже могут пойти по этому пути (то есть, как в Латвии, где Баранов теперь гордо пишется Барановс). В апреле 1996 года президент Назарбаев заявил о необходимости доминирования казахского языка, задуман его перевод на латинский алфавит. Одобренная в ноябре 1996 года концепция языковой политики предусматривает введение перечня государственных должностей, занятие которых невозможно без знания государственного языка. Возни вокруг этого было много. В конце концов в принятом законе сроки изучения языка должностными лицами не указываются. Спустили вопрос на тормозах. Но в самое ближайшее время он, уверен, всплывет вновь.
С применением языка до смешного доходит. Читал как-то бывший премьер-министр Сергей Терещенко (в свое время им "размахивали" как знаменем - мол, знает человек государственный язык) доклад на казахском, так все мои друзья-казахи чуть со смеху не попадали. Зачем, спрашивается, коверкать язык, делать из людей клоунов? У меня дочь казахский сызмальства в школе учила (о чем мы, конечно, не жалеем, так как знание любого языка обогащает), знает много слов, играет с подружками-казашками. Просто, естественно входит в нее язык. А со взрослыми дядями и тетями лучше не экспериментировать.
А вообще, если освободиться от "имперского мышления", логику строительства нового независимого государства понять можно. Вы представляете себе Россию без русского языка, а Англию - без английского? Да, закрыли 327 из более чем 2500 русских школ, но зато открыли 220 смешанных и 90 казахских. В северных областях появились десятки классов, групп и факультативов с углубленным преподаванием украинского, немецкого, турецкого, польского и других языков. Все это, повторяю, можно воспринять спокойно, если смириться с тем, что русские теперь в Казахстане - не представители главной нации, а такие же как все... Но мы, русские, с таким раскладом мириться не очень любим.
31 декабря 1995 года истек срок определения казахстанцами своей гражданской принадлежности. С января 1996 года все, кто постоянно проживал в Казахстане до марта 1995 года, автоматически записаны гражданами Республики Казахстан. Да, никто не мешал прийти и написать заявление об отказе. Но люди не делали этого, они в то время просто не осознавали, что происходит. И в одно прекрасное утро проснулись иностранцами. А теперь их настойчиво заставляют получать суверенные паспорта...
Переименования, тои, нравы
Еще одной чертой новой идеологии стали преименования улиц, населенных пунктов и географических объектов по национальному принципу. Порой это делается абсурдно. Не успели с размахом отметить юбилей Джамбула Джабаева (Помните:"Ленинградцы, дети мои!"), как тут же переименовали город Жамбыл (Джамбул) в Тараз. Денег на смену вывесок у государственных органов, как правило, нет, но националистически настроенные предприниматели выделяют их из своей кассы без разговоров - так было в Кустанае, когда центральный проспект Свердлова после долгих баталий между русскоязычными и казахскими депутатами (все давно забыли, что Свердлов сейчас как бы развенчан, но тут не до сути) удалось-таки переименовать в проспект Абая.
Еще одна составляющая - поиск национальных героев. Абзацы о всевозможных батырах вставляются в доклады чиновников. И забавно смотреть, как секретарь областного маслихата (представительный орган власти) - русская тетенька - читает все это с трибуны. С другой стороны, казахские националисты небезосновательно возмущаются, что их дети по старым учебникам изучают то, как русские побеждали их предков (кто, спрашивается, мешает написать и издать новые учебники). А жузы соревнуются в проведении юбилеев своих именитых сородичей. Вспоминают батыров, великих поэтов, мудрецов и устраивают страшно дорогие тои (праздники) по поводу не всегда круглых дат. Кичатся, а многие порой их произведений и не читали. Строят в степи целые города из юрт, тянут за несколько километров электроэнергию, воду. В Кустанайской области по поводу юбилея писателя Майлина гуляли три дня.
Праздники, замечу, для казахов вообще имеют большое значение. И номенклатура, сначала советская, а теперь и суверенная (что практически одно и то же) активно эксплуатирует эту национальную особенность, превращая доброе дело в фарс. Любят старшие товарищи подчеркнуто уважительное отношение и не замечают, что оно зачастую лицемерно, вымучено. Любят льстить в глаза. Тосты произносят по многу минут - обстоятельно, нудно... Сидение за праздничным столом - один из основных способов культурного досуга казахов - новый "истеблишмент" превращает порой в культ. Свои должности директора могут "обмывать" месяцами. Если кого-то приглашают в гости, мяса на столе должно быть не меньше пяти килограммов. Есть обычай - бросать перед гостями горсти конфет. Видел, как не избалованные лакомствами сельские ребятишки выхватывали сладости из-под ног высокопоставленных гостей. Это считается нормой. Нормой считается и приглашение в гости начальников. При этом все ненавязчиво подчеркивают, что это все по-дружески. Любят в Казахстане дарить подарки, причем дорогие. В декабре 1992 года в составе делегации области ездил с визитом дружбы в Джезказган (по всей республике был объявлен гостевой день). Всем нам подарили по южнокорейскому магнитофону, не считая других вещей. Многие вещи принято решать "неформально", в обход правил. А руководить всем может не тот, кто сидит в руководящем кресле, а какой-нибудь мелкий клерк из старшего жуза. Он может послать куда подальше даже министра, если тот из младшего жуза.
В республике не затихают разговоры о том, что север кормит юг. Тут большая доля правды. Северяне, например, перечисляют южанам 30 процентов от собранных средств пенсионного фонда. Еще одно подтверждение мысли - присоединение отсталых районов бывшей Тургайской области к Кустанайской. Власти кустанайцев успокаивают: пенсионеры не пострадают. Но зачем тогда присоединяли? При этом южные казахи не признают северных, считают их обрусевшими, всячески притесняют. В армии не дедовство, а землячество. Избивают всех северян. Поехали кустанайцы на конкурс тележурналистов в столицу и вернулись ни с чем. И все понимают, что дело тут совсем не в качестве передач.
Один казах из Тургая говорил мне, что в их районах надо ставить руководителями кого угодно, только не казахов, чтобы не имел ни сватьев, ни братьев. Но, с другой стороны, у этой нации надо поучиться помнить своих предков до седьмого колена.
Многие русские, немцы, прожившие всю жизнь среди казахов, сами становятся на них похожи. Известный казахстанский писатель немец Герольд Бельгер, выросший в ауле, как-то признался, что в душе считает себя тюрком. Такое уникальное сочетание, взаимопроникновение разных культур очень интересно. Плохо только, что зачастую эту уникальность писателей Мориса Симашко и Ивана Щеголихина и других начинают использовать в политико-идеологических целях...
Власть и межнациональные отношения
В мире известны три пути развития многонациональных государств. Первый - существование государства с преимущественными правами одного титульного этноса. Это возможно, когда титульная нация близка к 100 процентам. Второй путь - политическое обособление, федерализм. Этот подход в новом Казахстане мог бы устроить часть русского населения. Но в республике живет много других народов. Ряд ученых считает, что лучший вариант для РК - создание культурных автономий. Они обеспечат равные права всем этносам. Но ни о какой автономии президент Назарбаев и слышать не желает.
Позиция казахстанских властей выглядит жизнеутверждающе: все у нас в сфере межнациональных отношений стабильно и гармонично. Особое изобретение президента - Ассамблея народов Казахстана. Именно она помогла ему поставить вопросы о необходимости проведения референдума о продления своих полномочий до 2000 года и о новой конституции, принятой тогда, когда в стране не было парламента. Хотя, по природе своей, Ассамблея вообще не должна заниматься политикой - в ней представлены национально-культурные центры.
Высокий уровень миграции власти объясняют исключительно экономическими причинами. По мнению некоторых российских аналитиков, наиболее существенными причинами выезда русских из Казахстана, наряду с экономическими, являются изменения этнополитической ситуации и национально ориентированная кадровая политика. В последний тезис я бы внес уточнение. Не верьте тем, кто говорит, что на все посты в Казахстане стараются ставить казахов. Это говорят люди, не затрудняющие себя отслеживанием реальной ситуации. Да, в последнее время число казахов среди руководителей неуклонно увеличивается. Но назначают не только "коренников", но и представителей других национальностей. В последнее время, как мне показалось, на особо сложные посты попадают именно русские (не об этом ли говорит пример назначения министром соцальной защиты Натальи Коржовой, генеральным прокурором - Степана Шуткина и т.д.). Работать государственным руководителем в Казахстане сейчас не очень сладко, поэтому из образованных и умных казахов в начальство особо никто не рвется.