03-07-98


"Хопер" не обмелеет?

Возродятся ли с приходом нового руководства новые надежды

"Мы сидим, а денежки идут!" - радовались герои рекламного ролика о "Хопре", устроившись на берегу реки с удочками и калькуляторами. Теперь "сидит" руководительница "Хопра" госпожа Константинова, а компетентные органы выясняют, куда "ушли" денежки и можно ли их вернуть. Примерно так год назад представляла обстановку в волгоградской "пирамиде" одна из столичных газет.

Что изменилось с тех пор? Если о местопребывании первой леди "Хопра" - мало что. Лии Константиновой, принявшей бразды правления из неокрепших рук сына и бизнесмена Льва, предъявлено обвинение в мошенничестве, совершенном в крупных размерах организованной группой. Сумма фигурировала в пределах восьми миллионов рублей (новыми), хотя вкладчикам "отличная компания" насолила гораздо больше.

Пока госпожу Константинову не взяли под стражу, она проживала в центре златоглавой, в 9-комнатной квартире с парадным и черным ходами, а также двумя телефонными линиями. При этом (удивительное дело!) демонстрировала покорность судьбе, смиренную готовность нести тяжкий крест и принять любую участь, лишь бы это шло во благо вкладчикам.

Демонстрация, однако, не была лишена театральности. Московский журналист Петр Миних писал: "На одной из конференций вкладчиков 59-летняя Лия Львовна - женщина ухоженная и приятная во всех отношениях - просто и трогательно произнесла: "Я свое отжила, я все свои дела на земле уже сделала". Многие тогда в зале едва не прослезились. Однако люди, знавшие Константинову поближе, в один голос утверждают, что подобная покорность судьбе - не более чем игра, а "вышибание слезы" - вообще один из любимых приемов этой властной и удивительно хладнокровной дамы с "тысячью лиц", которые она подбирает к обстоятельствам, как сумку к туфлям".

Некоторое время назад казалось, что "Хопер" готов к покаянию. Лия Львовна начала привечать ходоков от общественных организаций и, были такие разговоры, даже стала подумывать, а не раздать ли активы регионам, дабы там их поделили по честности и справедливости. Если не изменяет память, некоторые активисты-вкладчики очень вдохновились, когда волгоградский центр якобы захотел вернуть области в качестве компенсации акции предприятия ВПК по выпуску двигателей к самолетам СУ "Люлька-Сатурн". Этих акций компания будто бы планировала передать аж на 16 миллиардов рублей (старыми).

Возглавлявший в ту пору областной фонд защиты частных инвестиций Олег Худяков выражал сомнение: до акций "Сатурна" далеко, как до самого Сатурна. Только вера в добрую волю госпожи Константиновой, с легкостью раздававшей в теплое время года рождественских слонов, все же не угасала. Она пообещала: при условии, что пилотный проект расчетов с вкладчиками, опробованный на одной из территорий Родины, окажется удачным, начатое дело найдет продолжение на Южном Урале, где "Хопер" изрядно наследил: по некоторым оценкам, около 50 тысяч человек откликнулись на его рекламу.

Игры в кошки-мышки закончились без видимых успехов: верхи, как всегда, не захотели, низы не смогли. И не стоило б, наверное, упрекать женщину в непостоянстве, если бы под шумок имущество компании (а значит, вкладчиков) не начало растворяться в туманных далях. Оценив обстановку и задавшись вопросом "кто ловит рыбку в мутном Хопре?", Челябинская областная общественная организация кредиторов и акционеров (ЧРООКА) развернула кампанию за отлучение от власти генералитета волгоградской "пирамиды".

Здесь надо сделать небольшое отступление. "Хопров", утверждают информированные люди, - около полусотни ("Хопер-Классик", "Хопер-Негоциант" и другие). Руку к их размножению приложила также глава семейства Константиновых, хотя после вступления в должность и посетовала по-женски: ей самой полгода пришлось выяснять структуру вверенного хозяйства. Но общественников более всего интересовала судьба бывшего ЧИФа "Хопер-Инвест", преобразованного позже в АО "Аргус-Фонд". Если сеть "Хопров" - пиджак с разными карманами, то "Аргус-Фонд" среди них один из самых глубоких и вместительных. В него были "сложены" пакеты ценных бумаг оборонных предприятий, выпускающих эксклюзивную продукцию, известных торговых площадок (к примеру, питерского "Гостиного двора"), портовых терминалов и других доходных объектов.

Инициировать ликвидацию "Аргус-Фонда", как до того сталось с "Русским домом селенга" и "Русской недвижимостью", общественники (к челябинцам примкнули волгоградцы и москвичи) посчитали нецелесообразным, ибо акционеры при ликвидации своей компании более бесправны, нежели кредиторы (претензии последних при ликвидации банков и кредитных учреждений, к каковым можно отнести "РН" и "РДС", удовлетворяются в первую очередь, а вкладчики "Хопра" такой законодательной привилегии лишены).

- К программе возрождения "Аргус-Фонда" мы шли долго и упорно, - делится воспоминаниями исполнительный директор ЧРООКА Ольга Шахова. - Писали В. Черномырдину, мэру столицы Ю. Лужкову, вели переговоры с депутатами, чиновниками, правоохранительными органами. Главной движущей силой здесь был так называемый "круглый стол" "Развитие - через доверие" - российская общественная организация таранного типа. Для ясности: в нее, помимо ряда депутатов Госдумы, входят Российский Союз ветеранов Афганистана, закаленные в имущественных спорах юристы. Одно время очень активно сотрудничал с "круглым столом" нынешний красноярский губернатор Александр Лебедь.

Тем не менее связанные с "Аргус-Фондом" события иногда приобретали почти детективный оборот. Объявление о внеочередном собрании в июне сего года, на котором планировалось переизбрать руководство акционерного общества, было передано в известный еженедельник. Перед самым выходом номера текст "снял" народный избранник, вставший на сторону униженной и оскорбленной Константиновой. Организаторы заметались по столице. Быстро опубликовать объявление согласились лишь... в "Правде".

Были и сомнения такого рода: как обеспечить кворум, если речь идет об инвестиционных монстрах, действовавших по всей России? Теоретически это возможно, практически... Бесконтрольностью, дарованной законодательством, пользовались шибко предприимчивые люди, избранные в советы директоров. Они почти наверняка знали: легитимное собрание - утопия. Но с "Хопром" получилось как-то не так. Противники Константиновой заручились пакетом в размере 31 процента голосов (достаточно для проведения повторного собрания). ЧРООКА собрала доверенности на 86 тысяч акций, волгоградцы - на тысячу. Участники "круглого стола" привезли из-за границы доверенность более чем на 8 миллионов голосов компании "Британские Виргинские острова".

В это не могли поверить "бывшие". Сразу после собрания они обратились в суд Москвы. Не знали, что все законно? "Кто бы им говорил об этом", - комментирует столичные баталии О. Шахова, представлявшая южноуральских вкладчиков на июньском собрании. Офф-шорный российский капитал, сбежавший когда-то за пределы Отчизны, сыграл в Троянского коня. Хотя иллюзий никто не испытывает: отказом в иске команде Константиновой точка не поставлена. Активы "Аргус-Фонда" стоят того, чтобы за них лечь костьми.

Пока оптимизм Шаховой питают ее союзники. "За "круглым столом", - говорит она, - сила, связи, деньги, желание управлять пакетами солидных предприятий". Предполагается запустить рыночный механизм: реанимировать "Аргус-Фонд", а после выкупить акции у их нынешних владельцев, рассчитавшись с вкладчиками таким нетрадиционным ныне образом. Акции можно будет и не продавать": вольному воля.

Но для начала надо привести в порядок реестр, где сейчас разброд и шатание. Разобраться с ним решено до конца года. Поэтому ЧРООКА призывает акционеров "Аргус-Фонда" подтвердить свои имущественные права. Для этого, захватив с собой паспорт и сертификат, рекомендовано прийти по адресу: г. Челябинск, пр. Победы, 160в, 2-й этаж.

Многих, есть такое предчувствие, озадачат июньские перемены в бывшем "Хопер-Инвест-фонде". Кто-то, наверное, испытает даже глухое раздражение: ну, вот, дескать, опять ждать. Да и у корреспондента "Челябинского рабочего" вертится на языке вопрос: а чем, собственно, новые лучше старых? Если произошел простой "дворцовый переворот" - ничем. Если предпринимается действительно конструктивная попытка что-то изменить к лучшему - попутный ветер в паруса. Тогда (да простят меня уставшие от обещаний вкладчики) у них еще есть надежда.

Евгений КИТАЕВ.